В рубрике «Сильная женщина» начальник цеха растениеводства закрытого грунта КСУП «Брилево» Гомельского района Антонина Калиниченко

«Муж привык, что при посадке я четыре дня дома не ночую»


Директор КСУП «Брилево» Гомельского района Аркадий Кобрусев мой выбор похвалил. Говорит, Антонина Калиниченко — сельчанка высшей пробы. В хозяйство пришла совсем юной тепличницей. Ее усердию и лидерским задаткам можно только позавидовать. В свое время она руководила комсомольской ячейкой, была депутатом сельского, а позже и районного Совета. Здесь же, в агрогородке Мичуринская, выросла как специалист. Теперь она начальник цеха растениеводства закрытого грунта, а это не шутки: в подчинении около сотни человек. Четыре года подряд КСУП «Брилево» уверенно держит рекорд по урожайности овощей в теплицах в своем регионе. Безусловно, отчасти это заслуга нашей героини — Антонины Александровны КАЛИНИЧЕНКО. Знакомьтесь!

О детстве

Родилась в Рудне-Лозовской Буда-Кошелевского района. Раньше деревня была большая, крепкая. Детей в семье четверо. Галина — старшая, затем я, брат Володя, младшая сестренка Наташа, для которой я была за няньку. В школу ходили в соседнюю Антоновку за три километра. Бывало, зимой снега навалит по пояс, отец усадит меня и Наташу на саночки и везет, старшие рядом идут.

Я из простой семьи, где за радость был черный хлеб, обмакнутый в воду и сдобренный сахаром. Папа — тракторист в колхозе «Дербичи», мама — доярка. Трудились оба не покладая рук. И не делили работу на мужскую и женскую. Мама убежит раньше на ферму, тогда отец достает из печи оладушки. Иной раз наоборот. Ничего вкуснее маминых драников, бабки, борща, каши или тушенной в печи капусты в жизни не пробовала. Мы выросли, приезжали к родителям семьями, а мама печь по старинке вытопит и наготовит всего-всего — как в детстве. Мамы уже нет 16 лет (для меня это боль, мы с ней были очень близки), но ароматы родного дома застыли в памяти.

Родители держали большое хозяйство: коров, гусей, уток. Забьет отец поросенка, обсмалит, сеном его накроет. Мы, детвора, посидим на кабанчике, а потом ушки, хвостики, шкурки поросячьи просим. В этот день у нас пир на весь мир! Мама пальцем пиханных колбасок накрутит, сальтисона, кровянки, тушенки сделает, мяса нажарит.

Детьми мы не бездельничали — сено убирали, свеклу чистили. Возле дома надел земли, в поле «дачка» — так называли сельчане отведенный на семью гектар. Я научилась доить корову, когда мне еще и шести не было. Все с мамой на ферму бегала. Бывало, зимой прикажет: «Сиди дома, холодно!» А я через окошко — и за ней хвостиком. Она поначалу злится на меня, а потом обвяжет фартушком и говорит: «Будешь нашим зоотехником». Ну, вышла агроном.

О работе

Как же я плакала в первые дни, когда поступила после 8-го класса в гомельское СПТУ № 34 на мастера-овощевода. Хочу домой, и все. Задыхалась в городе. Но родители были строгие: поступила — учись. Тем более дали общежитие, стипендию. По распределению направили в совхоз «Брилево». В теплицах уже 38 лет. Ничего другого не умею, да и не хочу заниматься другим. За эти годы научилась тонко понимать и чувствовать растения. Да, поначалу сложновато было. Опыта не хватало, а своими секретами тепличницы со стажем делиться не спешили: в конце года за лучшую урожайность в совхозе поощряли, каждый стремился хоть на полкило огурцов получить больше. Приходилось эти секреты подсматривать. У нас и сейчас идет соревнование, поэтому азарта в работе — хоть отбавляй. Молодежь пришла толковая. Поначалу норовили домой пораньше уйти, на работу попозже прийти. Сейчас втянулись. Вижу, глаза горят. И это очень радует, ведь это наша смена.

В декабре была в отпуске. Вроде все налажено, все службы работают как часы, а я дома не могу усидеть. Как раз посадка идет, один из самых важных этапов, — говорят же, как посадишь, так и возьмешь. Муж привык, что в такой период я четыре дня дома не ночую. День отработала, осталась на ночь дежурить. Глаз не могу сомкнуть — контролирую влажность, температуру. Утром приехала домой, умылась, позавтракала — и опять в теплицы. За всходы переживаю, как за малого ребенка, это очень похоже на процесс родов. По ощущениям… Дочь 5 лет назад утром родила внучку, я за ночь глаз не сомкнула. Так и здесь. Кто ни встретит меня в Мичуринской, спрашивают: «Детки твои уже взошли?» Это волнует еще и потому, что привыкли держать высокую планку — 99 процентов всхожести. Ага, взошли хорошо, не расслабляемся, начинается новый этап — нарастить хорошую корневую систему. Как ее нарастишь, так и сезон отработаешь. Упустишь — могут быть спады в огурцах, придется стимулировать попозже, а это лишние затраты.

О муже

Он у меня очень хороший. Моя медаль «За трудовые заслуги» — это и его награда. Если бы он не был спокойным, понимающим, у меня ничего бы не получилось. Иной раз среди ночи могут поднять, бывает, задержусь на комбинате до полуночи, кто-то домой подвезет. Ну чем не повод для ревности и семейного скандала? А он относится к этому с пониманием, видит, как я горю работой, поддерживает. Взял на себя хлопоты по хозяйству, дому, огородом занимается, с ужином ждет. Какой вкусный борщ у него! Мой и рядом не стоял. Ну разве не счастье для женщины? Поэтому мне легко, я сосредоточена на работе и благодарна судьбе, что она свела меня именно с таким человеком.

Муж из местных. Познакомились в общежитии, он в гости пришел к девчатам. Отслужил в морфлоте, такой красавец в тельняшке, форменке! Влюбилась с первого взгляда — разговорились на кухне. Через два года сыграли комсомольскую свадьбу, расписывались в местном Доме культуры, гуляли два дня. Он в хозяйстве работал водителем, технику любит. 36 лет вместе.

О своем женском

Не могу сказать, что у меня есть женские слабости. Я не модница, спокойно отношусь к аксессуарам, духам и прочим женским штучкам. Самый лучший отдых — дома, на земле. Люблю огород, в теплице более 40 сортов томатов, перцы, огурцы, в саду разные яблони, груши, а в телефоне десятки фотографий с помидорами-гигантами, выращенными на участке. К слову, даже сваты относятся к моей работе с пониманием, и они в моем огороде сидят (смеется). Куда все это деваю? Варю варенье, маринады делаю. А когда семьей собираемся к отцу на малую родину, в Рудню-Лозовскую, грузим в машину урожай, коробки с вареньем да закатками. В деревне всего три хаты осталось, старики так радуются этому добру.

И напоследок

Я нашла себя, и в этом мое счастье. Никогда не думала, что в зрелом возрасте придется вернуться на студенческую скамью. Это все руководитель Аркадий Тарасович настоял: «Тоня, надо учиться, надо получить высшее образование». Душа болела, когда на сессию уезжала из дома. Слава богу, хватило сил доучиться. На будущее не строю грандиозных планов. Пойду на пенсию — растворюсь в делах по дому, газон с мужем посеем, беседку поставим. Внучка подрастает, буду ею тешиться.

ostapchuk@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter