Может ли прокормить своя усадьба?

Чем являются личные подсобные хозяйства в наше время: обузой или подспорьемАнжелика Масюк вместе с родными живет всего в 4 километрах от Минска, в деревне Королев Стан. Она могла бы ездить на заработки в столицу, но предпочитает заниматься собственным хозяйством. Семья Масюк держит лошадей, коз, кур. Это помогает обеспечить их семейный бюджет.

Экономичный расчет
Александр и Лариса Сопелевы давно живут в Могилеве. Вырастили двух дочерей, у одной уже своя семья. Но в родной деревне Добрейка, что на Шкловщине, до которой от Могилева 18 километров, они поставили свой дом, взяли гектар земли и уже почти два десятка лет ее обрабатывают. Рядом живут 77-летние родители, у них тоже немалое подворье. Не считая огорода, двух свиней, старики содержат полсотни кур — во всем помогают дети (у Ларисы еще две сестры). На всю родню в складчину купили мотоблок.
Как-то Лариса занялась подсчетом (хотя ранее никогда этого не делала), сколько приносит им земля. Она — работница одной из могилевских школ, Александр — водитель на предприятии “Радон”. У предприимчивых людей есть и другие источники дохода. Но оказалось, что земля приносит ежегодно почти 40 процентов от общей заработанной суммы. За картофель, клубнику, лук выручается кругленькая сумма. А теперь Сопелевы выкопали на огороде пруд, запустили в него рыбу. И нынешней осенью в реализацию пойдет и этот “продукт”.
Еще совсем недавно многие известные на Могилевщине руководители сельхозпроизводства в один голос утверждали, что современному крестьянину собственное подворье с приусадебным участком, скотом и огородом не нужно. Более того, оно не вписывается в социальный статус нынешней деревни, которая благодаря строительству агрогородков тяготит к городскому обустройству жизни и быта.
Серьезным и убедительным представлялся и другой аргумент: отдавая в руки нынешним хлеборобам и животноводам современную высокопроизводительную технику и требуя от них полной трудовой отдачи при работе на ней, нельзя их обременять еще и собственными немалыми заботами по ведению личного подсобного хозяйства.
Тревожное сокращение
Кажется, обоснование вполне логичное. Однако известный в республике СПК “Колхоз “Рассвет” им.К.П.Орловского”, под заверения переработчиков и торговли заложил в свои овощехранилища выращенную в минувшем году продукцию, а теперь ее ни в переработку, ни на реализацию через торговую сеть никто брать не хочет. И хозяйство вынуждено скармливать овощи скоту, понеся убытки в 4 миллиарда рублей.
Может произойти такое с другими производителями? Вполне. Отразится это на прибылях и, как следствие, на зарплатах? Увы! Вот и выходит, что при всей необходимости и непрерывности труда на земле и он вступает в нелегкую экономическую пору. Поэтому по-иному воспринимается аргументация оппонентов сельскому подворью. И хоть говорят издавна в народе, что земля богатым не сделает, зато всегда еда будет на столе.
Впрочем, о голоде можно не думать и продовольственный кризис нам не грозит. А вот тенденция сокращения площади приусадебных участков сельчан тревожит. Только в Чериковском районе, как рассказала председатель районного Совета депутатов Наталья Готовчик, за два последних года деревенские огороды уменьшились на 209,5 гектара. Если предположить, что площадь среднего надела составляет 50 соток, то элементарные подсчеты дают пессимистический результат: выходит, перестало существовать 419 крестьянских подворий. Подобная ситуация с незначительными разбежками и в остальных регионах Могилевщины. Безусловно, блага от земли даются непросто. И тот же пруд Сопелевым понадобился не только для разведения рыбы, а и для полива огорода. Труда в землю приходится вкладывать немало. Только в таком случае результат становится ощутимым.
Кто поможет частнику?
Сегодня в целом по стране насчитывается около одного миллиона личных подсобных хозяйств граждан. На их долю приходится почти 40 процентов валовой продукции сельского хозяйства, в том числе примерно 6 процентов зерна, 20 процентов молока, свыше 80 процентов картофеля и овощей.
— Если ранее значение личных подсобных хозяйств недооценивалось, то сегодня, в условиях мирового кризиса, их развитие особенно актуально, считает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин. — Мы должны оказывать помощь таким хозяйствам, активно работать с населением, так как именно от него мы получаем значительный объем молока, картофеля и другой продукции.
Уже не первый год в стране действует государственная программа развития личных подсобных хозяйств. В Минсельхозпроде обещают принять дополнительные меры их поддержки.
Например, увеличить надбавки к закупочным ценам на молоко, картофель, дать возможность сельским жителям приобретать не менее двух тонн грубых кормов по льготным ценам или на безвозмездной основе.
— Сегодня производство продукции в личных подсобных хозяйствах крайне нерентабельно, оно не может конкурировать с крупным производством и без господдержки будет катастрофически сокращаться, — убежден экономист-аграрник Казимир Романовский. — Государство оказывает поддержку сельхозпредприятиям в размере пяти триллионов рублей ежегодно. А почему мы не можем оказывать помощь нашим сельчанам, которые хотят вести личное хозяйство? Крестьянин, который продал молоко с частного подворья, находится в заведомо неравных условиях с сельхозорганизациями, продукция которых дотируется государством. Поэтому выплачивать надо не за литр проданного молока, а за содержание коровы. Такие формы помощи уже действуют в некоторых европейских странах.
— Частникам просто жизненно необходима господдержка, — считает председатель Витебского областного Совета депутатов Александр Атясов. Мы ведь сегодня,  по сути, ничего не вкладываем в крестьянское хозяйство, а сколько от него получаем? А если продумать четкую, конкретную систему мер поддержки, результат будет более ощутимым. Сегодня на селе строят хорошие дома, рядом пристраивают сарайчик, но его размеры позволяют держать только кур. Где же тут стимул?
По мнению Александра Атясова, сельским организациям необходимо пересмотреть структуру пастбищ для частных коров. Годами, десятилетиями используется одно и то же пастбище, оно уже вытоптано, его надо подсеять, подкормить. А лучше забрать его под севооборот, а новое засеять и отдать населению.
— Мы апробировали хорошую форму закупки молока у населения, передав это дело предпринимателям, — продолжает Александр Атясов. — Раньше этим занимались исключительно сами сельхозпредприятия, а у них то машина сломалась, то шофер захворал. Частник же такие вопросы никогда не ставит, он дойдет до каждой деревеньки и каждого двора, потому что в этом его личный интерес. Опыт Глубокского, Лиозненского, Ушачского, Поставского, Браславского районов показывает, что такая форма работы перспективна и выгодна для сельчан и государства.

Как сообщил “НГ” заведующий сектором крестьянских хозяйств Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Александр Казакевич:
* сегодня в стране насчитывается 1,1 миллиона личных подсобных хозяйств. К сожалению, их количество из года в год уменьшается. Только за последние два года оно сократилось на 17 тысяч. Соответственно снижается и объем произведенной продукции — молока, мяса, зерна, картофеля и овощей. К примеру, с 1995 года количество молока уменьшилось вдвое, скота и птицы — в полтора раза;
* ежегодно на частных подворьях производится около 30 процентов валовой продукции сельского хозяйства. В 1995 году этот показатель был на уровне 48 процентов.

 “НГ” спросила Нужны ли деревенским жителям подсобные хозяйства?

Виталий МЕЛЬЯНОВИЧ, главный зоотехник СПК “Черессы”, Миорский район:
— Если б не домашнее хозяйство, пошли бы по миру. Растим скотину — держим двух коров и трех кабанчиков, сдаем молоко государству. Да и детям нужно помочь — два сына учатся в Витебске. Раз в месяц приезжают, отправляем им и передачи. Картошка, мясо, молоко, помидор с огурцом — все на столе свое, разве что к празднику какой-то деликатес прикупим. Тяжело — к шести утра на работу и до темноты, но ведь детей растить надо.
Светлана ШУТРО, инспектор отдела кадров СПК “Залужье”, Стародорожский район:
— Мы хозяйство не держим — трудно с ним справляться, а продукты ездим покупать в дискаунтер. Вообще это каждый решает для себя.
Наталья БОРОВАЯ, главный бухгалтер Ударненского сельсовета, Лельчицкий район:
— У нас десять соток земли возле дома и еще десять засаживаем картошкой на торфяниках. Картофель, помидоры, морковку — все на стол собираю со своего огорода. Молоко сдаем, но и себе делаем сыр, масло, сметанку... Без подворья у нас в деревне только бабушки, которые не в силах ухаживать за скотиной и огородом по состоянию здоровья, но и они пару курочек все равно держат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter