Как в Минской области готовят STEM-педагогов?

Мозговой штурм без всяких ограничений

В начале сентября Минский областной институт развития образования и БГПУ имени М. Танка запустили совместный проект «Мобильный STEM-класс». Главная цель — сделать школьное образование с использованием современных технологий доступным во всех уголках региона. Для этого специалисты в IT-сфере и лекторский состав выезжают со своим оборудованием на места, где знакомят учителей с основами программирования, 3D-моделирования и робототехники. За три месяца с подобными семинарами они побывали в трех районах области — Червенском, Пуховичском и Любанском. Корреспондент «СГ» встретился с инициатором проекта начальником центра информатизации и дистанционного образования Минского областного института развития образования Андреем ЯРОЦКИМ.


— Андрей Александрович, почему вы решили стать инициатором «Мобильного STEM-класса»?

— Подобные проекты с успехом апробированы в соседних странах, например в России. Мы подумали: «А почему бы и нам не сделать что-нибудь подобное в Минской области?» Так совпало, что именно в этот момент начальник главного управления по образованию Минского облисполкома Татьяна Апранич проводила рабочую встречу с представителями БГПУ имени М. Танка, где они договорились о двустороннем сотрудничестве. Пообщались с деканом физико-математического факультета, на базе которого располагается Республиканский ресурсный центр образовательной робототехники. Здешние специалисты согласились помочь нам техникой, прежде всего наборами на основе Arduino — это электронный конструктор и удобная платформа быстрой разработки электронных устройств для новичков и профессионалов. Выделили лекторский состав и преподавателей, умеющих работать с этой программой. Остальное: планшеты, ноутбуки, робототехнические наборы Lego и машины — все наше. С этим мы и ездим по школам области.

— Кто может стать участником проекта?

— Если смотреть глобально, то практически любое учреждение образования региона. Однако у нас есть два важных условия. Первое — в школе и районе должны быть высокомотивированные педагоги. Мы постоянно следим за их активностью. Готовим специальную аналитику, статистику по участию учителей и учеников в различных конкурсах и олимпиадах, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. То есть смотрим, где людям действительно интересно этим заниматься, где они горят желанием узнать что-то новое. Второе — на базе учебного заведения, куда мы едем с образовательным семинаром, не должно быть оборудования, как у нас. В противном случае нет смысла туда ехать.

— Вы уже побывали в Червенском, Пуховичском и Любанском районах. Почему выбор пал именно на них?

— На первых порах педагоги из этих районов проявили наибольший интерес к проекту. Возьмем ту же Любань. Здесь не каждый учитель, особенно из сельской местности, может приезжать на обучающие семинары в Минск, поэтому решили отправиться к ним сами. К тому же в этом районе достаточно много заинтересованных и толковых педагогов из деревенских школ, которым нужно помочь реализовать свой потенциал. В Свислочской школе Пуховичского района и вовсе после нашего визита начали создавать STEM-класс. Их заметили в Парке высоких технологий и помогли закупить специальные наборы — к концу месяца класс откроется. Более того, в качестве исключения в январе снова к ним поедем, чтобы провести обучающие занятия уже с их оборудованием. Приедем и в Молодечно, где хорошо работает гимназия № 10, у них есть результаты. Четверо учеников стали победителями и призерами международного конкурса «STEM в моей жизни». Важно, чтобы люди на периферии не чувствовали себя обделенными, имели возможность реализовывать свои идеи и по возможности распространять свой опыт среди других педагогов.

— Не так давно директор Парка высоких технологий Всеволод Янчевский и председатель правления Ассоциации «Образование для будущего» Дмитрий Гурский заявили, что в 2020 году в Беларуси откроется 100 новых STEM-центров. Этот факт как-то повлияет на вашу работу?

— Такое развитие событий, считаю, повлияет на нашу деятельность, поскольку придется курировать работу центров. Сегодня на Минщине 5 STEM-центров, еще 3 откроют до конца года. То есть потребность в педагогах, умеющих использовать информационно-коммуникационные технологии в STEM-образовании, растет. По этой причине в следующем году мы планируем посетить 17 учреждений образования. Все понимают: сопротивляться инновациям, особенно в школьном образовании, нет смысла, так как за этим будущее. Рано или поздно в каждой школе будут, назовем их так, STEM-учителя. Это неизбежный процесс.

Мобильный STEM-класс в гимназии № 1 Любани.

— Какими качествами обязан обладать такой педагог?

— Это должен быть не только технарь, как принято считать, но и творческая личность. Допустим, в школе есть ребенок, который совсем не программист, однако он хочет создавать компьютерные игры. Так давайте дадим ему такую возможность, ведь, по сути, STEM-образование предполагает систему межпредметных знаний для проектной работы в области научных инженерных технологий. Эти проекты могут быть абсолютно разные, где каждый распределяет себе роли и обязанности. Один ученик берет на себя обязанности программиста, другой отвечает за дизайн, третий пишет сценарий, четвертый занят монтажом и редактированием звука или импортом видео. У современного ребенка есть уникальная возможность выбрать то, что ему интересно. И в это время STEM-педагог не рассказывает по инструкции, где и что нужно нажать, а участвует в мозговом штурме и креативит вместе с ребятами. Никаких ограничений в этом плане быть не должно. При этом за счет использования облачных технологий тут еще наблюдается и непрерывность образовательного процесса, так как ребенок, например, может начинать проект дома, а продолжать его на занятиях в школе. Современные технологии повышают мобильность и педагога, и ученика.

Сегодня в некоторых школах учителя с помощью 3D-моделирования могут прямо на уроке визуализировать физические процессы или химические реакции, тем самым сделать интереснее подачу учебного материала. Учитель здесь должен выступить правильным связующим звеном между субъектами образовательного процесса, не просто уметь использовать современные информационные технологии на уроке, но и грамотно донести ребятам новый учебный материал.

— Андрей Александрович, появление STEM-классов как-то поможет школьникам и учителям применять свои идеи на практике, а затем, возможно, продавать их крупным компаниям?

— Компании-резиденты Парка высоких технологий всегда ищут одаренных детей, и такие сведения мы постоянно представляем их администрации. А заинтересуются они или нет, это уже зависит от новизны и актуальности разработки.


Фото Марии АРЕХ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter