Мой друг Георгий Марчук

В книгах Георгия Марчука ожили около тысячи действующих лиц

Около тысячи действующих лиц ожили на страницах книг известного белорусского прозаика

Мне кажется, что я знаю о нем если не все, то почти все. Мы родом из одного местечка — Давид-Городка, в котором прошли наши детские и юношеские годы — время, когда закладывается в душах фундамент народности, национальности, духовности.

Он жадно впитывал (будучи от природы очень наблюдательным, находчивым, настойчивым) православные традиции, принимал от старшего поколения, притом осознанно, бытовые традиции: уважение к старшим, раннее приобщение к домашнему труду (заготовка дров, рыбалка, сенокос), знакомился с ремеслами давидгородчуков — плотника, столяра, сапожника, кузнеца. Это постижение жизни затем вылилось в автобиографический роман «Цветы провинции», в котором ожили, как наяву, характеры его соседей и земляков.

Осмысление трагизма жизни пришло рано. Отец оставил семью, когда Георгий еще не родился, вскоре трагически ушла из жизни и мать. Мой друг не знал слова «отец». По себе знаю (мой погиб на подступах к Берлину в апреле 1945-го), что это значит для подростка.

Но судьба приготовила ему еще одно испытание — болезнь. Долгие месяцы в диспансерах, санаториях. Эта ностальгия по дому, по школе будет очень остро видна в «Цветах провинции». Даже в эпическом романе «Крик на хуторе» полешуки без труда узнают под описанием местечка Нырча свой Давид-Городок. Присутствует он и в комедии «Лютики-цветочки», и в сказках «Жили-были дед Василий и баба Катерина», и в новеллах. Так сложилась судьба, что я около двух десятков лет жил и работал в Таджикистане и там же, к своему удивлению, прочел его «Крик на хуторе». Даже не верилось: неужели это тот самый худенький паренек из оселицы Давид-Городка осилил такую эпическую глыбу? Как я порадовался тогда за своего земляка!

А по переезду в Минск мы подружились.

Он редко рассказывает о своих замыслах. Очень плодотворно, в разных жанрах, целеустремленно работает. После комедий и драм, которые с успехом на протяжении сорока лет идут на сценах театров республики, неожиданно для всех пишет трагедии о временах Троянской войны «Менелай, Елена и Парис», «Орест и Кассандра» — новый для белорусской литературы жанр; создает около 500 афоризмов — впервые в белорусской литературе. Смелый человек.

За сорок пять лет напряженного труда сделано на зависть много. И все талантливо, ярко, самобытно. Шутка ли, 10 томов прозы, драматургии, сказок, новелл, афоризмов. Если бегло прикинуть, около тысячи действующих лиц. И всех-то надо наделить неповторимостью. Архитрудное это писательское дело. Но Георгий профессионал. Ум, идеи, сюжеты, характеры, интрига, образ времени, атмосфера общества — все это в гармонии. Как говорят, читаешь и открываешь с автором заново мир.

Многообразное творчество Георгия Марчука (на снимке) видится мне огромным живописным полотном Беларуси, белорусов в XX столетии и в начале XXI столетия. Печать времени, острота наблюдений особенно ярко видны в сборнике новелл «Хаос», отмеченном Специальной премией Президента еще в 1997 году, когда рушились социалистические устои, когда люди были растеряны от потери нравственных идеалов и моральных ценностей. Надо сказать, что идеи придерживаться собственного мнения, не быть рабом чужой воли, не предавать родину, ее идеалы, не идти на компромисс с совестью характерны для всего творчества писателя.

Опыт, мастерство, самообразование, талант — все это очевидно присуще Марчуку-писателю. В жизни он отзывчив, добр, настойчив, в чем-то максималист, непоколебимый патриот белорусскости, Беларуси. Прочтите его романы «Без ангелов», «Глаза и сон», «Год демонов». Сколько в них возвышенных, мудрых, лирических слов о родине, о том, как необходимо противостоять злу, как счастливо живется доброму человеку. Эти идеи он талантливо проводит и в своих сказках для детей. А сказок таких уже создано около пятидесяти!

На вопрос об истоках своего вдохновения он лучше всего ответил своим афоризмом: «Я никогда не ищу и не жду вдохновения, любовь к родине —мое постоянное вдохновение». Эта мысль сквозной линией проходит и в известном фильме, снятом по сценарию Марчука, «Письмо Феллини». То, что тема родины неисчерпаема, мой друг еще раз и очень убедительно доказал в своих «Давид-Городокских канонах». Мне доводилось слышать от учителей, что дети в одиннадцатом классе очень внимательно и заинтересованно изучают их по школьной программе. Да и на собственных внуках я убедился, что интерес у детей к его сказкам огромен. Как говорил когда-то А. Чехов: «Писатель должен удивить читателя». Это удается моему земляку. Его произведения читать всегда интересно. Они — яркая страница искусства белорусской литературы. Абсолютно заслуженно и обоснованно писатель был номинирован в 2009 году на Нобелевскую премию.

Что ж, к 65 годам Георгий собрал отличный урожай. Много прожито или мало? Отвечу словами давидгородчуков: «Шестьдесят пять — это уже много, но еще мало». С юбилеем, дорогой Георгий Васильевич! Пусть не слабеет рука, не сохнут чернила в авторучке, которой ты любишь по старинке писать. Знаю, что на рабочем столе у тебя новая сатирическая комедия «Святой грешник». Поверь, мы будем ждать и ее с затаенным чувством нового открытия человека, мира, родины, космоса, которые ты всегда даришь нам в своих талантливых произведениях. 

--------------------------------

Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил секретаря общественного объединения «Союз писателей Беларуси» Георгия Марчука с 65-летием.

«Ваши произведения изучают в школах и высших учебных заведениях, некоторые из них переведены на языки народов мира, спектакли по Вашим пьесам на протяжении многих лет идут на сценах театров страны. Вы также активно занимаетесь общественной работой, способствуете патриотическому воспитанию молодого поколения», — отмечается в поздравлении.

«Пусть и далее Ваша плодотворная деятельность будет такой же насыщенной, несет людям интерес к книге», — пожелал Президент писателю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter