Мой добрый гений или злая гениальность?

Чтобы не зарыть талант своего ребенка в землю, родителям нужно запастись терпением и чуткостью, считает минский психолог Наталья Никонова.

Чтобы не зарыть талант своего ребенка в землю, родителям нужно запастись терпением и чуткостью, считает минский психолог Наталья Никонова.

— Наталья, как проявляют себя дети, обладающие неординарными способностями, в дошкольном “возрасте возможностей”?
— С одной стороны, такие дети могут удивлять взрослых возможностями, необычными для своего возраста, и в этом они будут очень разными: один необыкновенно рисует, другой музыкален, а третий — математик. Но есть то общее, что характерно для них всех: неуемная любознательность.
Это настоящее испытание для родительского терпения: ребенок совершенно неутомим, всюду лезет, разбирает все, что хоть как-то поддается юному исследователю. Причем такой ребенок не терпит ограничений своих исследований. При этом он может долго углубленно заниматься каким-то одним делом, проявляя сосредоточенную настойчивость. Этот ребенок уже задумывается всерьез о вопросах жизни и смерти, у него обостренное чувство справедливости.
Такой ребенок больше замечает в окружающем, он более “тонкокожий”, ранимый и эмоциональный. Он увидит вопрос там, где для большинства людей все ясно и понятно. А это умение — начало творчества. Там, где взрослый или ребенок найдет один ответ на вопрос или задачу, этот ребенок увидит много других, нестандартных и “экстравагантных” решений.
Он фантазирует, причем так безудержно, что взрослые порой могут посчитать это ненормальным.
— А как складываются у талантливого ребенка отношения с окружающими?
— Конечно, к яркому трудно относиться равнодушно. Оно вызывает  симпатию и восхищение или, наоборот, желание причесать обладателя таланта под общую гребенку. Особенно это заметно в детских учреждениях.
Взрослый обычно ассоциирует свою роль по отношению к ребенку как учителя: “Я лучше знаю, как надо”. А представьте, что ученик, которого еще “из-за портфеля не видно”, знает ответ на вопрос взрослого раньше, чем тот закончил его задавать. Причем знает пять ответов, из которых учителю известен только один. Да еще берется отстаивать свою точку зрения! При этом ему бывает откровенно скучно на занятиях.
— Как же родителям относиться к своему талантливому ребенку?
— Для родителей он тоже может стать настоящим испытанием, если у них есть представление о “хорошем” ребенке как о послушном. Родители, говоря о своем одаренном ребенке, обычно вздыхают или возмущаются: непослушный, неудобный, портит вещи, мешает...
Для талантливого ребенка, как и для любого другого, оценка взрослого много значит. И здесь невероятно важно, чтобы одаренность малыша в восприятии родителей не заслонила самого ребенка. Если ребенок видит, что восторг мамы вызывают только его успехи, он начинает верить, что его достижения — это самое ценное в нем, без них он ничего не значит. Формируется искаженная шкала ценностей, высшая точка в которой — достигнутый любой ценой успех.
Важно уделять много внимания не таланту, а ребенку во всех его проявлениях, поощрять все его достижения. У них, например, бывают проблемы в отношениях с другими детьми: они могут быть нетерпеливыми, не понимать, как то, что понятно ему, не понятно другому. Ему может быть просто скучно с другими. Эгоцентричность свойственна всем детям: способность увидеть чужую точку зрения формируется с возрастом. Можно просто учить ребенка общению, обсуждать с ним его отношения с друзьями, другими взрослыми.
Очень важен родительский такт. У одаренных детей бывают сложности с восприятием своих неудач, и важно научить их этому. Во всем, что делают, они обычно стремятся к совершенству и решительно не умеют пользоваться излюбленным детским методом “тяп-ляп”.
От реакции значимых взрослых, особенно родителей, зависит его самооценка. То есть если мама отругала за разобранную вещь, — а у меня есть глубокая внутренняя потребность узнать, из чего она состоит, — я “плохой”. Когда таких негативных оценок слишком много, ребенку трудно сохранить положительное отношение к себе и своим особенностям. Исследование детской самооценки показало, что у одаренных детей она может быть ниже, чем у их “обычных” сверстников.
— Как относятся психологи к раннему обучению ребенка чтению, иностранному языку и прочим премудростям?
Главное — не давить и отказаться от установки “Мой ребенок должен быть умнее всех”. Насильно маленькие дети ничего не усваивают, но негативное отношение к занятиям у них формируется легко.
Дошколенок может усваивать новое только в игре. Поэтому играйте, общайтесь, но не заставляйте. И, если вам очень хочется усадить его за уроки раньше сверстников, ответьте себе честно, зачем вам это надо.
— Кто счастливее — одаренные люди или обычные, в меру ленивые и не хватающие звезд с неба?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо определиться с тем, что для вас счастье?
— Ощущение полноты жизни.
— Конечно, одаренный человек воспринимает мир в большем богатстве, больше видит и ярче переживает. Но, с другой стороны, и ранится он больнее, и грустит сильнее.
Если для человека благо — спокойная, предсказуемая, размеренная жизнь и уважение окружающих, то ему легче “не выпячиваться”, быть добрым, уступчивым и безотказным. А талантливые люди часто строптивые и неуживчивые.
Помните классическое “Платон мне друг, но истина дороже”? Хорошо, если Платон тоже превыше всего ставит истину. А вдруг он возмутится: “Какой же ты после этого друг?!”
Правда в том, что талантливый ребенок может подарить много радости, но при этом ставит перед воспитателем много непростых вопросов, решать которые, возможно, тоже лучше нетрадиционным способом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter