Cтадион "Динамо" превратился в съемочную площадку для фильма об Эдуарде Стрельцове

Москва и Мельбурн в центре Минска

Cтадион "Динамо" на время превратился в съемочную площадку для фильма об Эдуарде Стрельцове
«Кто там у нас сегодня играет?» — «Сейчас «Торпедо» против «Локомотива», а потом еще с динамовцами Тбилиси». Честно говоря, еще месяц назад не мог даже предположить, что услышу на минском стадионе «Динамо» подобный диалог. Но всякое случается. Главная футбольная арена страны на то и главная, чтобы служить до последнего. Хоть сейчас она формально находится в состоянии реконструкции, здесь по–прежнему играют в футбол. Не совсем настоящий (стадион на время превратился в съемочную площадку для фильма об Эдуарде Стрельцове «В созвездии Стрельца»), и тем не менее. Есть и азарт, и травмы, и даже болельщики на трибунах. Какой продукт получится у «Централ Партнершип» и «ТМ Продакшн» на выходе, увидим в следующем году. А пока корреспонденты «СБ» погрузились в съемочный процесс.


Вид стадион, переживший на своем веку много всего, нынче имеет весьма экстравагантный. Трибуны, с которых убрали пластиковые сиденья, облысели. Знаменитый аварийный козырек, где, поговаривают, еще несколько лет назад буйным цветом расцветала растительность, демонтирован. Мачты, за исключением одной, разобраны. Трава, хоть ее специально для съемок и постригли, все равно заметно выше, чем она была во время официальных матчей. Актерам–футболистам из–за этого порой приходится выполнять что–то из арсенала мастеров пляжного футбола. Тем не менее продюсер фильма «В созвездии Стрельца» Рауф Атамалибеков говорит, что нынешний вид стадиона «Динамо» его не смущает. Наоборот — так даже лучше:

— По сценарию матчи проходят в олимпийском Мельбурне, Москве, Одессе, Лейпциге в 1950 — 60–х годах... Есть компьютерные технологии, позволяющие создавать детали стадионов того времени. Но и какая–то подходящая основа, безусловно, тоже нужна. «Динамо» в этом плане очень хороший вариант. Мы, признаться, объехали все стадионы Минска — и только динамовская чаша более–менее соответствует тем полям, которые были тогда. То, что арена еще не осовременена, нам даже в помощь. К тому же в Минске достаточно архитектуры, напоминающей архитектуру того времени, и он абсолютно комфортен с точки зрения киносъемки и доступности. Здесь нет таких пробок, как в Москве. Поэтому планируем буквально весь материал отснять здесь. Может быть, в России будет только один съемочный день, если в Минске не удастся найти вагонов того времени.

— Создателям фильма о Валерии Харламове «Легенда № 17» критики, например, ставят в укор нарушение хронологии, да и вообще некоторое изменение исторической правды...

— Мы создаем не научно–популярный или документальный, а художественный фильм. Нам нужно подчеркнуть эмоции и характеры. Для этого допускается некая индивидуальная форма подачи. Но в то же время мы стараемся следовать той исторической реальности, которая была.

— Каков бюджет «В созвездии Стрельца»?

— Я не имею права его оглашать. Но сами понимаете: в фильме отражена целая эпоха. А это костюмы, машины, интерьеры того времени. К тому же фильм будет состоять из восьми серий, каждая из которых — 52 минуты. Это, естественно, дороже, чем если бы мы снимали стандартный художественный фильм о современных событиях.

— В последнее время делают много кино о спорте. Та же «Легенда № 17»...


— Всегда интересны личности и человеческие драмы, происходящие на фоне исторических событий. Жизнь Эдуарда Стрельцова, о которой снимаем мы, как и жизнь Валерия Харламова, не была ординарной, она была преисполнена драматизма. Стрельцов смог преодолеть все невзгоды, вышел из тюрьмы сильным духом, после чего еще привел «Торпедо» к чемпионству. Плюс мы рассказываем о его любви. Футбол — это важная часть фильма, но не главная.

Впрочем, так или иначе подход к спортивным сценам, как и ко всем остальным, самый что ни на есть въедливый и серьезный. Перед началом съемок была проделана большая подготовительная работа: изучались хроники, фотографии, проводились консультации с людьми, лично знавшими Эдуарда Стрельцова... И на съемочной площадке обращается внимание даже на самые мелкие нюансы. Такие, например, как особенности ношения формы (шорты в 1950 — 60–е годы натягивались выше талии, майки аккуратно заправлялись в них, а не выпускались поверх) или совпадение номера на спине определенного игрока в том или ином матче. Плюс, чтобы не возникало такого, что один и тот же человек сегодня в фильме играет, скажем, за московское «Динамо», а завтра — за одесский «Черноморец», создана большая команда из бывших и ныне действующих игроков белорусских клубов. Вел «селекционную» политику известный в прошлом футболист минского «Динамо», а ныне тренер Владимир Курнев: «Обзванивал, искал, предлагал. Поначалу были люди, которые отказывались, ссылаясь на занятость. Но потом уже многие сами начали выходить на меня и изъявлять желание сняться. Чтобы справиться со специфическими вещами, нужны профессиональные навыки. И поэтому сто процентов предложенных мной людей имеют футбольное образование».

Среди тех, кто решился вкусить актерского хлеба, например, такие известные по белорусским меркам футболисты, как Максим Гукайло, Юрий Сыроквашко, Дмитрий Макар, Дмитрий Кабельский, Павел Гречишко, Михаил Маковский... Ну и — главное — с подачи Владимира Курнева дублером исполнителя главной роли работает Владимир Маковский. По словам Владимира Курнева, изначально рассматривался вариант другого знаменитого блондина — Андрея Разина, но он не подошел по габаритам и в итоге выбор пал на более сбитого Маковского. Упрашивать его не пришлось. Экс–форвард сборной Беларуси говорит, что подписался на участие буквально сразу же: «Интересно увидеть киноиндустрию изнутри. И сейчас, когда смотрю фильмы, представляю, как это делается. Работа тяжелая. Мы недавно снимались целый день, а в кадр пошла только минута».

Разумеется, непросто и исполнителям других ролей. Но все предполагали, на что соглашаются, и потому не ропщут. Голкипер минской «Звезды–БГУ» Виталий Ридлевич, играющий знаменитого вратаря московского «Локомотива» Владимира Маслаченко, концентрируется на позитиве: «Работаем с половины восьмого утра до самого вечера. Сложно. Но и интересно ведь! Перчатки у меня больше похожи на обычные зимние, кепка, которая при падении все время слетает, ботинки с шипами... Когда еще в таком виде поиграю? Плюс — истории всякие. Вот сказали сегодня прийти строго к 7.20, быть свежими и выбритыми. Так один товарищ мало того, что опоздал, еще и пришел не выспавшимся и колючим. Пришлось ему бриться прямо тут, возле поля. Весело».

Задействованные в съемках футболисты переводят дух и шутят в паузах. Но на газоне — не до юмора. Режиссер–постановщик фильма Роман Гапанюк строг:

— Нас, вероятно, будут сравнивать с «Голом» или «Легендой № 17». Время покажет, выдержим ли сравнения. Но я могу сказать, что подходим к процессу очень серьезно. Стараемся делать действительно достойный продукт. Это не сериал в понимании большинства. А телевизионный художественный фильм вроде «Место встречи изменить нельзя» или «Семнадцать мгновений весны». Будет показываться тюрьма, интересная мужчинам, история любви, интересная женщинам, футбол с его эмоциями и конфликтом. Все составляющие для классной драматургии... Два года писался сценарий, еще полгода длились пробы, подготовка нужного инвентаря, костюмов... На главную мужскую роль пробовались более 40 человек, на главную женскую — более 20. Всего в Минске и Москве просмотрели около 400 артистов.

Исполнитель роли русского Пеле Дмитрий Власкин только в этом году окончил школу–студию МХАТ и был принят в труппу Московского художественного театра имени А.П.Чехова. По сути, только начинает свою карьеру и играющая главную женскую роль Александра Богданова. Для нее съемки в фильме приятны еще и тем, что благодаря им она вернулась туда, где ее корни. Саша родилась и выросла в Минске и сейчас, получив театральное образование в России, играет дома первую жену Эдуарда Стрельцова. Чем не сюжет для кино?

Каким он парнем был?


Эдуард Стрельцов родился 21 июля 1937 года в поселке Перово Московской области. Его мама была родом из крестьян, воспитывала сына одна. Пережив инфаркт, получила инвалидность, и чтобы помочь ей, Эдик сразу после семилетки пошел работать слесарем. Начал играть в команде завода, вскоре после этого его заметили и взяли в московское «Торпедо». В 17 лет он дебютировал в сборной СССР, выстрелив в своем первом же матче (против шведов) хет–триком. В 18 стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР, в 19 — олимпийским чемпионом Мельбурна. Стрельцов внес большой вклад в успех сборной на тех Играх (например, в полуфинале именно он забил важнейший гол в ворота болгар), однако в финале против команды Югославии решением тренера задействован не был. По тогдашним правилам, золотые медали вручались только игрокам, принимавшим участие в финальном матче — и Стрельцов награду не получил.

Болельщики и журналисты прочили Стрельцову небывалый успех на чемпионате мира в Швеции. Но он туда не поехал. Незадолго до отъезда на мировое первенство Эдуард попал в неприятную историю, в результате которой его показательно осудили на 12 лет лишения свободы по обвинению в изнасиловании. Большинство историков сходятся во мнении, что дело было сфабриковано.

В середине 1950–х годов Эдуард познакомился со своей будущей женой Аллой, они поженились, родилась дочь. Проблем в семейной жизни хватало. Алла Николаевна позже вспоминала те времена так: «Домой приходить не любил, пропадал в каких–то компаниях. Терялся во времени и пространстве, но никому не отказывал». Когда футболист был за решеткой, Алла подала на развод. Болельщики этот шаг расценили как предательство. Но сама она говорит, что он совершенно не поддерживал с ней контакт, а когда она спросила в письме о его планах после выхода на свободу, Эдуард сухо ответил что–то вроде «не знаю».

В некоторых источниках говорится, что, находясь в тюрьме, Стрельцов какое–то время переписывался с некоей Галей. Однако затем она вышла замуж за другого. По этому поводу в одном из писем матери Эдуард написал: «Встретишь Галю, передай ей привет и пожелай счастья в семейной жизни. Правильно она сделала».

Вскоре после освобождения (а это произошло досрочно — в феврале 1963 года) Стрельцов познакомился на стадионе «Торпедо» с девушкой по имени Раиса. Она работала продавщицей и жила в том же районе, что и Стрельцов. В тот день вместе с подругами Рая пришла на стадион. Одну из ее подруг знал Стрельцов. Вот через нее они и познакомились. Вскоре поженились, и в этом браке у Стрельцова появился сын.

Даже в заключении Стрельцову удавалось играть в футбол. И через пару лет после освобождения он, преодолев большое сопротивление многих советских руководителей, вернулся в спорт. В 1965 году помог «Торпедо» выиграть чемпионат СССР, в 1968–м — Кубок СССР. Снова приглашался в сборную. К восторгу зрителей, которые приходили специально на Стрельцова, он порой творил невероятное. Однажды, пробивая пенальти, разбежался, сделал замах и... остановился у мяча, не ударив. Вратарь среагировал на замах и прыгнул в угол. А Стрельцов под смех трибун спокойно закатил мяч в противоположный угол.

По окончании карьеры Эдуард Анатольевич работал детским тренером. Умер 22 июля 1990 года — на следующий день после своего 53–летия. Болезнь была обнаружена фактически случайно. Он лечился от воспаления легких, но оказалось — онкология. Стрельцов лежал в отдельной палате, подолгу с закрытыми глазами, ни на что не жалуясь. Умирая в сознании, он отказывался от обезболивающих уколов. Но перед проколом легкого, когда врачи собирались откачать оттуда жидкость, спросил у жены Раисы: «А стоит ли? Это, наверное, больно...»

Похоронен Эдуард Стрельцов на Ваганьковском кладбище.


Харламов, Стрельцов... На очереди Яшин?



После того как весной прошлого года «Легенда № 17» произвела настоящий фурор в прокате, в России заговорили о фильме, в центре которого будет Лев Яшин. Прошла информация о том, что на роль режиссера утвержден Карен Оганесян, что легендарного советского вратаря сыграет Максим Матвеев, известный зрителям, например, по картинам «Стиляги» и «Август. Восьмого». Но, по крайней мере, пока все завязло. Отчасти из–за того, что началась война по поводу того, какой компании снимать (одно время даже шла речь, что параллельно будут делаться сразу несколько фильмов о Яшине), отчасти — из–за проблем с финансированием, отчасти — из–за неприятия идеи ветеранами спорта.

Многократная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лидия Иванова, супруга футболиста Валентина Иванова, в связи с ситуацией написала открытое письмо, в котором возмутилась тем, что ни с ней, ни с другими ветеранами не было никаких консультаций: «Господа Карен Оганесян, Армен Давитян и Илья Шиловский. Вы сейчас рекламируете проект, в котором рассказываете о судьбе футболистов 50–60–х годов, не имея на это никакого морального и юридического права. Особым сюрпризом стало для меня то, что одни из героев — это мы с мужем. Мы все абсолютно против фильма, созданного по вашим фантазиям на тему наших жизней... Есть проект, над которым работала группа людей в течение долгих лет, где я — Лидия Иванова, Валентин Иванов, Валентин Бубукин, Виктор Понедельник, Владимир Маслаченко, Владимир Кесарев, Анатолий Крутиков и многие другие были консультантами. Задача проекта была рассказать нашу настоящую жизнь, наши победы и поражения. Как у вас вообще хватило совести, зная об этом проекте, попытаться запустить свою фантастику?!»

Против фильма о Яшине выступила и его вдова Валентина Тимофеевна: «Умру — тогда можете художественный фильм делать, и что кому взбредет в голову, пусть делает. Я видела о Боброве фильм — отвратный. Там эта Санина танцует на столе. Еще не хватало, чтобы меня там голую сделали, чтобы я танцевала, как–то так. Снять художественное кино про Льва Ивановича хотят очень много режиссеров. Но я категорически против этого фильма. Очерк — пожалуйста. А в кино, как всегда, все наврут и переделают в угоду красивой, но не правдивой истории. У Льва была самая обычная жизнь, без инцидентов, которые можно было бы красиво обыграть в кино...»

Сейчас точной информации о том, будет ли сниматься фильм о Льве Яшине, нет.


bakerenko@sb.by

Советская Белоруссия №190 (24571). Суббота, 4 октября 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter