«Морская болезнь» Алексея Азарова

Изучать океанический мир и «погружаться» в него можно и в Беларуси

Изучать живой океанический мир и «погружаться» в него можно и в Беларуси

Жак Ив Кусто был, конечно, сто раз прав, когда заметил, что главное богатство океана во вдохновении и радости, которые можно черпать из него бесконечно. Есть в Беларуси люди, которые не только полностью согласны со словами знаменитого исследователя, но и своим профессиональным делом, которое у этих счастливцев давно переросло в «хроническое» хобби, легко заражают других. Подводный мир — интерес всей жизни директора столичного центра океанографии «Открытый океан» Алексея Азарова. Вокруг нас много таинственного, но только этому доселе недоступному для взгляда и понимания человека богатейшему природному ресурсу, каким является океан, удается так легко приручать нас и держать на расстоянии одновременно.

Тот, кто считает, что удаленность Беларуси от морей и океанов — это серьезное препятствие для их изучения, просто не любит подводный мир так, как любит его коллектив центра. И хотя открылся он всего пару лет назад, значение его работы уже приобрело серьезный масштаб. А самой экспозиции, кажется, даже стало тесно в подвальных коридорах старой пятиэтажки на улице Брилевского, 3 в Минске, пространство которых работники центра попытались максимально приблизить к устройству подводной лодки. Наверное, об обитателях этого корабля, среди которых и безобидные рыбки-клоуны, и устрашающие мурены, и реликтовые мечехвосты, стоило бы рассказать подробнее. Ведь, кроме них, здесь находятся еще и многочисленные раритеты морского флота — радиостанция с подводных лодок 60-х прошлого века, предназначавшаяся лишь для сотрудников особых отделов, или, например, закладная доска (кусок первого листа стали) и экспонат подводной лодки четвертого поколения, над созданием которой сейчас трудятся российские «Адмиралтейские верфи». Но любые слова в этом случае будут терять силу перед живыми эмоциями и впечатлениями от реального знакомства с молчаливыми хозяевами живописных аквариумов, прошлым и будущим морской военной истории. Тем более что важно как раз другое — смысл и предыстория этой работы, которые, как ни странно, неразрывно связаны с белорусской землей.

— Центр — это еще и дом для нескольких наших клубов. Например, клуб подводников «Посейдон», единственный в своем роде в стране, является членом Международной ассоциации общественных организаций ветеранов военно-морского флота и подводников. Скажете: Беларусь — сухопутная страна? Знаете, а ведь на учете в военкоматах у нас состоит свыше 250 000 человек, связанных с флотом. 74 адмирала — это уроженцы Беларуси. И наравне с ними, адмиралами, капитанами первого ранга или командирами подводных лодок, членами нашего клуба, могут быть... дети с 11 лет! Для этого нужно интересоваться историей флота, по-настоящему любить море, — говорит Алексей Азаров.

Преемственность поколений, работа с ветеранами — слова для работников центра не пустые. Уйдя в отставку, но навсегда сохранив в душе память о самой прекрасной из стихий, многие моряки и ветераны флота вернулись на родину в Беларусь и благодаря центру обрели, можно сказать, новый смысл в жизни. И именно они, ветераны флота — члены клуба, а не бесценная, в несколько тысяч томов, редкая библиотека центра или эксклюзивные диски представляют золотой его фонд. В рядах клуба состоят более шестидесяти ветеранов ВМФ, они регулярно проводят разнообразные встречи-беседы со школьниками. И ребят, и даже взрослых ведет в клуб настоящий, искренний интерес к живому общению с уникальными людьми: Владимиром Ворошниным, капитаном первого ранга, командиром атомной подводной лодки и основателем Сою-за военных моряков Беларуси, Олегом Горбуновым, бывшим старшиной команды гидроакустиков подводной лодки «Акула-941», а сейчас экскурсоводом центра... Невзирая на возраст клубовцев, ветераны общаются с ними на равных. Как-то Владимир Ворошнин рассказывал в детской аудитории о торпедах подводных лодок, не упуская, конечно, интересных эпизодов из своего военного прошлого. Внимательно выслушав рассказчика, шестилетняя девчушка задала ему вполне «детский» вопрос: «Скажите, а торпеда у вас тогда была самонаводящаяся?..»

Словом, к тематике работы центра и его клубов не остаются равнодушными ни стар ни млад. Сейчас Алексей Азаров все силы направляет на организацию туристических поездок для детей в Санкт-Петербург, где, если планам суждено сбыться, у ребят будет возможность выйти на катере в море, посетить уникальные места и достопримечательности: Кронштадт, крейсер «Аврора», ледокол «Красин», центральные конструкторские бюро «Малахит» и «Рубин», где создается все морское оружие России. Впрочем, надо заметить, клубовцы уже не новые люди в Санкт-Петербурге. Делегации от центра не так давно присутствовали по приглашению россиян при спусках на воду танкеров «Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов». Дальнейшие планы директора — организовать круглогодичный морской лагерь для белорусских детей в Севастополе по примеру американского Sea-Camp во Флориде, где будет предусмотрено не только оздоровление ребят, но и исследовательская работа школьников в океанариу-ме и дельфинариуме, действующих на базе Черноморского флота.

Настоящим интересом и к истории морфлота, и к подводному миру проникается каждый, кто хотя бы раз побывал в центре океанографии. Патриотическое воспитание в общении с военными моряками и подводниками получили свыше пятисот суворовцев, за что центр отмечен грамотой Минобороны. Обстановка единственного в Беларуси музея морского флота, чем, по сути, и является центр, заставляет буквально на глазах меняться трудных подростков, утверждает Алексей Азаров; забота об обитателях «Открытого океана» добавляет ярких красок в жизнь воспитанников социальных прию-тов. Замечу: социальная состав-ляющая в работе центра очень сильна, все клубы в нем действуют на бесплатной основе.

— К нам приходят люди, которые, чем бы они здесь ни занимались — историей флота или океанографией, хотят, если разобраться, сделать Беларусь лучше, и эту их общественную инициативу важно поддерживать. Да и где еще собираться людям в свободное от работы время, как не в подобных центрах и клубах?.. Представьте себе, Мэрилэнд — один из крупнейших океанариумов в США — был открыт в годы Великой депрессии, когда люди разуверились во всем... И сегодня у них 80 % посещений — это именно семейный досуг. А ведь и у нас есть своя история океанографии. В СССР аквариумистика была вторым увлечением после филателии, — говорит директор центра.

По понедельникам центр превращается в литературную гавань, у самовара и под живой аккомпанемент бардов собираются члены литературного объединения — клуба «Экватор». В стадии становления дайвинг-клуб, а вот история деятельности сообщества аквариу-мистов центра уже богата на достижения и открытия. Клубовцам удалось впервые в Беларуси вывести из инкубированного яйца акуленка и отразить процесс в полноценной научной работе, и это они в морской лаборатории центра создают нанорифы, а затем дают своим увлекательным работам научное описание.

— На мой взгляд, в школах сейчас недостаточное внимание уделяют естественно-научным знаниям. А занимаясь той же аквариумистикой, ребенок одновременно постигает физику, химию, биологию и даже математику. Наша работа построена не на отвлеченном экологическом воспитании, а на реальных естественно-научных знаниях, на интересе. Мы заключили договор с БГУ, который определяет, что на базе центра будут выполнять свои курсовые и дипломные работы также и студенты, — подчеркивает Алексей Азаров.

Кроме того, здесь завершают разработку уникальной инновационной экологической программы «Ручеек». Она создается для школьников, чтобы дети вместе с учителями химии, биологии и географии могли проводить мониторинг водоемов Минска. Центр выступит в качестве ресурсной базы для школ, здесь разработали специальные дневники наблюдений, приобрели метеостанцию, уже имеющееся оборудование позволяет измерять 21 параметр воды и изучать микромир даже в капле воды. А скоро в «Открытом океане» появится еще и гидролокатор, способный передавать все звуки океа-на — голоса китов и дельфинов и даже шум подводных кораблей. Это, к слову, позволит запускать интересные познавательные программы через Интернет, изучая подводный мир в режиме «реального времени»!..

Океан, убежден Алексей Азаров, заставляет человека творить, неустанно фантазировать, и в этом заключается смысл работы центра. Русский Жюль Верн — Александр Беляев свой фантастический роман «Человек-амфибия» написал, будучи прикованным к постели. Большинство клубовцев «Открытого океана» с объектом своего вдохновения — морским и океаническим миром имеют, благодаря экспозиции центра, лишь заочное знакомство, хотя и это неплохо. В то же время именно эта дистанция заставляет детей и взрослых с ними наравне стремиться постигать тайны неизвестных глубин и выдумывать их, если в том возникает необходимость. Пусть они даже будут и литературными образами.

На снимке: в экспозиции «Открытого океана».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter