Мониторинг возвели в ранг проверки?

В интервью с начальником отдела координации деятельности...

В интервью с начальником отдела координации деятельности контролирующих и надзорных органов Комитета госконтроля Беларуси Данутой Рыжиковой, опубликованном под заголовком «Проверяющий – гость званый» («Р», 21 января с.г.), шла речь об упорядочении проверок, проводимых различными органами на предприятиях и в организациях. Недавно в редакцию обратился руководитель одного из минских торговых предприятий. Сославшись на интервью, он попросил редакцию предать гласности вопросы, которые у него возникли. И прежде всего такой: на каком основании работники главного управления потребительского рынка Мингорисполкома проводят на предприятии проверку, которую они называют мониторингом, отказываясь при этом делать запись в книгу проверок?

Как мы выяснили, этот самый мониторинг проводился для подготовки коллегии ГУПР.

Коллегия по итогам работы за январь этого года началась докладом и.о. начальника ГУПР И. Лагойко. Заместитель председателя горисполкома О. Табанюхов назвал большинство фактов, приведенных в докладе, несущественными, рассмотреть которые можно было в рабочем порядке. Действительно, не совсем понятно было зачем четырем сотням руководителей слушать, что в каком-то магазине отсутствует тот или иной товар, что кто-то его неправильно разместил и т.д. Чаще всего почему-то упоминалось отсутствие в магазинах чая Минской овощной фабрики.

На протяжении всего заседания коллегии никто из руководителей торговли не задал ни одного вопроса ни своим коллегам, ни руководству ГУПР. Вроде бы торговля – это бизнес, который предполагает атмосферу сотрудничества, а в зале царила какая-то отчужденность. Выходившие к трибуне руководители небольших и средних торговых предприятий, правда, заверяли, что все выявленные недостатки исправят.

Думается, что в ГУПР работают грамотные специалисты, способные оказать магазинам самую различную помощь. Казалось бы, их прихода должны ждать, особенно там, где есть проблемы. Часто же на деле оказывается, что это очередные контролеры. Их так называемый мониторинг охватывает вопросы состояния прилегающей территории, фасада, входной группы, оконных витрин, кассового оборудования и платежных терминалов (это же проверяет и налоговая инспекция), выкладки товаров, продажи их в кредит, наличие ценников и ведение книги замечаний, соблюдение ассортиментного перечня. На основании такого мониторинга коллегия ГУПР принимает решение, обязывая конкретное предприятие выполнить определенную работу. Ставит перед соответствующими государственными органами вопросы о лишении лицензий, расторжении договоров.

Но лишить той же лицензии можно за совершение конкретного правонарушения. В то же время любые правонарушения должны быть зафиксированы в установленном законом порядке. То есть в справке, акте, протоколе, с обязательным указанием на конкретный факт и нормативный акт, с записью в журнале проверок, ознакомлением руководителя под роспись. В данном случае, естественно, никто всего этого не делал. Тем не менее в своем решении коллегия ГУПР поставила вопрос об аннулировании лицензий ряда торговых предприятий. Хотя товарооборот (его рост либо снижение) по закону не является основанием для аннулирования лицензий.

Не успели, как говорится, высохнуть чернила на документах об упорядочении проверок, о которых и написала «Р», как, получается, чиновники нашли замену им – мониторинг. Теперь можно ходить куда угодно и когда угодно. Думается, это неправильный путь. Но последнее слово в оценке таких подходов и устремлений за Комитетом госконтроля, который является координирующим органом при проведении проверок. КГК вправе дать оценку действиям должностных лиц главного управления потребительского рынка Мингорисполкома.

Директивой Президента № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» установлено, что руководители государственных органов могут вводить дополнительную ведомственную отчетность только по согласованию с Межведомственным советом по государственной статистике. Причем сбор таких данных запрещается чаще одного раза в месяц. Коллегия же ГУПР потребовала от подчиненных управлению руководителей организаций торговли и общественного питания «предоставлять оперативные данные по розничному товарообороту на 1-е и 15-е число месяца, следующего за отчетным». А восемь самых крупных торговых организаций города обязаны предоставлять такие данные ежедневно.

Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter