Почему высокопродуктивным коровам пастбище противопоказано

Молочный рубль на зеленом поле

Раньше пастбищный сезон всегда считался периодом большого молока. С выходом в поле животные получали богатую белком сочную молодую траву и, естественно, прибавляли в продуктивности. Современные технологии практически свели к нулю разницу между зимой и летом. Мало того, крупные животноводческие комплексы промышленного типа, где скот находится на круглогодичном стойловом содержании, по надоям заметно опережают старые малые фермы с некогда привычным выпасным содержанием.



Сегодня на Гродненщине 73 процента дойного стада находится на современных комплексах, из которых выпасаются лишь 20 процентов. И то только там, где есть проблемы с кормами или новотельные животные со средней продуктивностью с целью их оздоровления.


По словам заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Игоря Сорокина, в выпасе есть свои как положительные, так и отрицательные моменты. Это относится и к круглогодичному стойловому содержанию. Они в основном определяются конкретными условиями хозяйствования и продуктивностью скота:

— Я не знаю таких примеров, где бы доили более 7 тысяч килограммов молока от  коровы в год и при этом выпасали животных. Дело в том, что пастбищное содержание не предусматривает составления каких-то определенных рационов под энергию. Таким коровам можно, конечно, давать комбикорма и различные добавки, но проследить за тем, сколько они съедят на поле травостоя, невозможно. Даже летом комплексы, которые получают 8—10 тысяч килограммов молока от коровы, зеленую массу не используют. В ней много воды, из-за чего невозможно добиться в сухом веществе необходимого количества протеина и энергии. Но на малых фермах, где доят менее 5 тысяч килограммов, пастбищное содержание наиболее дешевый вид. Находясь в поле, животные сами выбирают, что им съесть. У них есть возможность дышать свежим воздухом, отдыхать прямо на траве. Это благоприятно сказывается на здоровье, сам по себе решается вопрос с подстилкой и уборкой помещений.

Но все же больше аргументов в пользу того, что буренок лучше не выпасать. Сегодня, к примеру, очень высокая распаханность полей. Если учесть, что при хорошем качестве пастбищ необходимо иметь 0,5 гектара на корову, а для средних — до гектара, возникает вопрос: где найти возле комплекса 1000 гектаров? Даже 500 гектаров и то сложно. А гонять скот за 4—5 километров нецелесообразно. Гораздо эффективнее выращивать на этом поле люцерну и убирать 4—5 укосов в год, чем использовать его под пастбище. С одного гектара в этом случае можно получить значительно больше кормовых единиц. Правда, это при условии, что в сельхозорганизации умеют заниматься качественной кормозаготовкой. Но если травы класть в траншеи ради объема, то, по мнению Игоря Александровича, лучше в этом случае все же использовать пастбище, чем плохой фураж. Хозяйствам, у которых ежегодно возникают проблемы с кормами, никуда не деться, им приходится переходить на пастбищное содержание. Пример — Лидский район. Вместе с тем практика показывает, что на пастбище добиться высоких надоев невозможно. Если коров из комплекса выгоняют в поле — выход из ситуации, но никакого экономического эффекта это не принесет.

Выход на пастбище — своеобразный стресс для организма животного. Здесь оно получает молодую траву, и это уже не тот привычный зимний корм. Если неправильно управлять процессом кормления, это не проходит бесследно. Приучать к новому корму надо постепенно. То же самое возникает и без пастбищного содержания. Даже переход от одной сенажной траншеи к другой должен быть постепенным. Поскольку в каждой может быть другой ботанический состав трав и другие сроки закладки.

Игорь Сорокин говорит, что аграрии долго и упорно уходили от сезонности в производстве молока. С экономической точки зрения, это хорошо. Хотя бы потому, что летом молока хватает везде, в том числе и в России. Сложнее с ним в зимний период. Поэтому молокоперерабатывающим предприятиям выгоднее продавать свою продукцию за рубеж именно тогда, когда ее становится меньше. Раньше никогда не осеменяли животных с прицелом, чтобы они телились зимой, поскольку были сложности с фуражом. Основное осеменение проводилось в сентябре и октябре, чтобы получать телят в апреле-мае. Корова, растелившись, шла на пастбище, где питалась свежей травой. А если в феврале у нее не было достаточно хорошего корма, то и желаемого количества продукции добиться было невозможно.

Полевые условия отчасти способствуют и улучшению качества молока, поскольку буренка не дышит аммиаком и вымя у нее будет чище, чем при отдыхе на лежанке в коровнике. Правда, бактериальная обсемененность все же зависит не от коровы, а от человека. То есть, как оператор машинного доения почистит вымя буренки. Что касается наличия жира в молоке, то в зимне-стойловый период его процент всегда выше, поскольку в рационе у коровы больше грубых кормов. При употреблении сочных молокогонных кормов всегда жир и белок падают. Поэтому зоотехники знают, что на пастбище необходимо подкармливать животных сеном и соломой. Жир сегодня — важная составляющая молока, поскольку переработчики покупают его в перерасчете на базисную величину. Поэтому рост объемов молока не всегда приносит увеличение прибыли в деньгах.

Важно также производить молоко сор-том экстра. За него сегодня покупатели платят на 18 процентов больше, чем за высший. С каждым годом Гродненская область прибавляет молока наивысшего качества. Игорь Александрович отмечает, что для него это еще и показатель здоровья животных. Ведь больная корова не способна давать продукт экстра-класса.

Собеседник добавляет, что сегодня гораздо важнее считать экономический эффект от проданного молока, а не его объемы. Стоимость кормов в двух соседних хозяйствах может отличаться существенно из-за неправильной организации их производства, урожайности кормовых культур или некоторых других факторов. К примеру, на одном поле комбайну достаточно и одного прокоса, чтобы загрузить прицеп зеленой массой, а в другом, пройдя такое же расстояние, и пяти будет мало. Это, естественно, лишние расходы горючего, что серьезно сказывается на себестоимости молока и в конечном итоге на экономике сельхозорганизации.

Негативно на надоях отражается жаркая погода, которая, как известно, аппетита корове не прибавляет. Поэтому специалисты облсельхозпрода рекомендуют в дневные часы, когда самый температурный пик, оставлять коров на фермах, подкармливая их сенажом и силосом. Если нет прошлогодних кормов, то использовать заложенные ныне. А выгонять в поле только утром и вечером.

Кстати, руководители некоторых сельхозпредприятий стараются подстраиваться под погоду и, не считаясь с затратами, идут на то, чтобы создать животным на ферме комфортные условия. Буренки, дескать, отблагодарят за заботу увеличением объема продукции. В ОАО «Демб-рово» Щучинского района, например, для скота установили охлаждающий вентилятор с капельным орошением. Первые похожие охлаждающие устройства на Гродненщине появились пять лет назад в СПК «Гродненский» Гродненского района. Теперь такие вентиляторы есть и в хозяйствах Щучинского и Кореличского районов.


Самые высокие надои от буренки в регионе в СПК имени Деньщикова Гродненского района — более 29 килограммов. Главный зоотехник сельхозкооператива Петр Глебович поясняет, что от жары хозяйство ежедневно недобирает 5 процентов молока. Чтобы уменьшить эти потери, в ночное время животные находятся в выгулах, а помещения проветриваются. Поскольку открыты все двери и работают вентиляторы, температура за ночь в зданиях падает. А днем скот загоняют внутрь.

Помимо крупных молочно-товарных комплексов, работающих по новым технологиям, тут есть и один маленький. Но и там буренки не выпасаются. Хозяйство полностью отказалось от выпасного содержания. Петр Чеславович называет три основные причины:

Во-первых, на пастбище нельзя получить такую же продуктивность, как на стойловом содержании, поскольку в пастбищной траве мало необходимых веществ для высоких надоев. Во-вторых, при пастбищном содержании снижается эффективность использования полей. Если выпасать весь скот, то нечего будет положить в траншеи. Часть трав животные съедят, вторую потопчут. И, в-третьих, в производственном процессе надо будет больше задействовать людей. Если теперь два животновода обслуживают 600 голов, то при пастьбе необходимо шесть.

В Кореличском районе около половины дойного стада находится на пастбище. Правда, начальник райсельхозпрода Анатолий Коршун разделяет мнение большинства специалистов, что все же экономически более выгодно скот не выпасать. При выпасном содержании земля используется менее эффективно. Кукуруза или люцерна на этой площади могли бы дать значительно больше кормовых единиц. К тому же после каждого стравливания необходимо нести финансовые затраты по уходу за пастбищами. Есть и другие моменты.

Основной плюс пастбищного периода — оздоровление животных. Скот находится на свежем воздухе, ищет необходимую ему траву. Помимо этого, при движении стесываются и очищаются росой копыта. Поэтому он чувствует себя лучше, чем тот, который находится на стойловом содержании, и сроки его хозяйственного использования увеличиваются.

Еще один немаловажный момент отмечает Анатолий Николаевич: во время жары коровы, которые находились в помещении, потеряли больше молока, чем те, которые были на пастбище. За четыре июньских дня хозяйства района из-за жары недобрали 4,4 тонны молока. Если бы на всех фермах были установлены современные системы охлаждения, этих потерь, как показывает практика, вероятно, удалось бы избежать.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter