Комитет госконтроля выявил проблемы молочной отрасли

Молочный коктейль из горьких проблем

Комитет госконтроля выявил проблемы молочной отрасли
milkКриминальные схемы теневого экспорта. Приписки. Бесхозяйственность. И, как следствие, - два десятка уголовных дел. Молочная отрасль, одна из самых доходных в АПК, увязла в шлейфе непростых проблем. Молокозаводы в долгах, а страна недополучает валютную выручку. Болевые точки отрасли вскрыл Комитет госконтроля.

Скудный рацион для дойной коровы


В минувшем году перерабатывающие предприятия не дождались 2 миллионов тонн молока, на которые рассчитывали. В минусе - более миллиарда долларов. Эта цена продукции, которую могли изготовить молочные заводы, если бы не дефицит сырья. Что за ним? 

Начальник главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплекса Комитета госконтроля Сергей Федченко основными причинами снижения производства молока считает дефицит кормов и низкое их качество. Если коровы недоедают - на большие надои не стоит рассчитывать. Минувшей осенью контролеры в лабораторных условиях проверили качество сенажа. Результаты неутешительны. Например, в Пуховичском районе нормам соответствует только пятая его часть. В хозяйствах Дубровенского района весь сенаж после проверок перешел в категорию менее питательного силоса. Почему так? Не вовремя убрали травы. Нарушили технологии при закладке в сенажные траншеи. Отсюда и результаты. Недополучая молоко на фермах, некоторые хозяйства рисуют его на бумаге. В пяти сельхозпредприятиях Червенского района приписки составили 1,8 тысячи тонн. Возбуждены уголовные дела. Грешили подобным бумаготворчеством в Копыльском, Слуцком, Оршанском районах. Но "бумажное" молоко заводу не поставишь. Куда же оно девается? В хозяйствах объясняют просто: уходит на выпойку телят. К примеру, в Калинковичском районе на это израсходовано на 20 процентов больше молока, чем год назад, хотя телят на 6 процентов меньше. А около трети хозяйств Любанского района расходуют на теленка более тонны молока... Несмотря на то что почти два года Минсельхозпрод утвердил норму - не более 400 литров на животное. Сергей Федченко вынужден констатировать: 

- Это решение на местах оценивают как рекомендацию и не выполняют. Может, настало время подумать над тем, каким образом узаконить эти рекомендации для обязательного исполнения.

Разлил и забыл


Логично: раз молока меньше, надо по-хозяйски подходить к каждому литру, изготавливать из него продукты с высокой добавленной стоимостью. Тем более что еще в 2007 году Президент поручил Правительству и облисполкомам принять меры по увеличению глубины переработки молока. Однако принятая в 2008 году Совмином программа переработки молочной сыворотки и производства сухих молочных продуктов на 2008 - 2010 годы не была выполнена. Более того, мероприятия новой программы развития молочной отрасли в 2010 - 2015 годах по строительству, реконструкции и модернизации молокоперерабатывающих предприятий растянуты на 6 лет. Сыворотка же, как и прежде, сливается в канализацию: в прошлом году таким образом утилизировано более 120 тысяч тонн. А ведь ее переработка позволила бы дополнительно получить более 150 миллиардов рублей выручки. 

Больше всего на сыворотке теряет Гомельщина, где за последние два года ее переработано всего 4 процента от имеющейся. Изменить ситуацию должен был новый цех по производству сухой молочной сыворотки на Полесском производственном участке гомельского ОАО "Милкавита" (бывшие "Молочные продукты") в Хойниках. Однако проект начали реализовывать, не продумав все как следует. В конце 2010-го купили оборудование на 8 миллионов евро, затем начали строить производственный корпус, который потянул почти 60 миллиардов бюджетных рублей. А в итоге оказалось: чтобы цех заработал, нужно соорудить коллектор. Получается, что вложены огромные деньги, а отдачи нет... Новый срок ввода цеха в эксплуатацию - конец этого года. 

Нерациональное использование сырья - бич, похоже, многих предприятий. В то время как собственные мощности по переработке молока были загружены на 60 - 80 процентов, отдельные предприятия поставляли молоко практически в сыром виде в цистернах российским компаниям, которые снимали сливки в виде добавленной стоимости. Упрек контролеров опять же в сторону гомельского ОАО "Милкавита", которое таким образом реализовало в прошлом году 1,5 тысячи тонн молока. Примечательно, что изготовленная из него брянским предприятием продукция поступила потом на прилавки гомельских продмагов. Продажей молока в цистернах на экспорт занимались также предприятия Минской области. 

Парадокс, да и только. Молоко совсем недешево обходится перерабатывающим предприятиям, чтобы так неэффективно его использовать. Молочные заводы авансируют сельскохозяйственные предприятия под будущие поставки сырья на месяцы и даже годы вперед. К примеру, одному из сельхозпредприятий Докшицкого района, чтобы рассчитаться по авансам за молоко, необходимо около... 10 лет. Более чем на три года вперед проавансированы три хозяйства Браславского района, два Поставского. В результате такого "меценатства" у молочных заводов вымыты оборотные средства, которые могли пойти на модернизацию производства, растут долги. К концу прошлого года их задолженность по кредитам и займам достигла почти 10 триллионов рублей, увеличившись в сравнении с 2012-м на 20 процентов. 

По сходной цене


Молочная продукция - товар ходовой. А потому словно магнит притягивает недобросовестных дельцов. Ценовая разница на молочную продукцию на внутреннем и внешнем рынках в 2011 - 2012 годах породила криминальные схемы ее продажи и рост теневого экспорта. Используя реквизиты лжепредпринимательских структур, преступные группы приобретали на молочных заводах ликвидную продукцию якобы для реализации на внутреннем рынке. Однако ее фактически незаконно вывозили и реализовывали в России. Ради высоких барышей отдельные руководители предприятий и их покупатели шли на ухищрения. Например, под видом пользующегося спросом сыра популярных сортов продавали более дешевый продукт низкой жирности. Соответствующие этикетки передавались мошенникам по прямому указанию руководителя завода. Вряд ли менеджер высшего звена не понимал очевидного: в случае выявления подделки удар будет нанесен не только имиджу родного предприятия, но и всей молочной отрасли страны. Но что значит производственная репутация по сравнению с туго набитым кошельком... Чистый доход от реализации только одной фуры сыра доходил до 15 тысяч долларов. Начальник 2-го оперативного отдела департамента финансовых расследований Владимир Шпачук рассказал о результатах отработки молочной темы: 

- Выявлена и пресечена деятельность 3 организованных преступных групп, состоящих из жителей страны, в Гомельской, Витебской и Могилевской областях. Их общий доход составил более 20 миллиардов рублей. Сумма неуплаченных налогов - не менее 5 миллиардов. По данным проверок молочных предприятий расследуются два десятка уголовных дел. 

Одно из них - в отношении бывшего директора ОАО "Оршасырзавод". Почти два года на предприятии фиктивно оформляли отгрузки продукции, которая на самом деле не выезжала за заводские ворота. В результате такой "разгрузки складов" испортилось 133 тонны плавленых сыров и мороженого, больше года пролежавших на предприятии. Заводу нанесен ущерб почти на 7 миллиардов рублей. В то же время директор и работники получили премию на общую сумму 30 миллионов рублей. Кстати, приписки реализации продукции контролеры установили на Верхнедвинском маслосырзаводе, Поставском молочном комбинате. 

На Щучинском маслосырзаводе проблем со сбытом продукции, в том числе в Россию, не было. Вот только деньги за нее так и не поступили на счет предприятия... Итог закономерен: 2,8 миллиона российских рублей ущерба и уголовное дело в отношении одного из бывших руководителей. А ведь всего этого могло и не быть, если бы молочные заводы активнее продавали продукцию через биржу. Кстати, в минувшем году, по словам Владимира Шпачука, активность молочных заводов на биржевых торгах возросла. И это привело не только к росту реализации, но и к увеличению экспортной цены на 30 - 40 процентов. К концу года перерабатывающие предприятия получили около двух триллионов рублей чистой прибыли, тогда как в 2012-м они несли миллиардные убытки. Но это не означает полного решения проблем в отрасли. Все еще актуальны вопросы с необоснованным привлечением посредников к реализации продукции, непродуманными скидками и отсрочками платежа, возвратом валютной выручки в страну. А потому Комитет госконтроля обещает не снижать интереса к деятельности перерабатывающих предприятий. Председатель Александр Якобсон настроен решительно:

- Будем ужесточать контроль. Только совместными усилиями Правительства, облисполкомов, министерств и полной отдачей каждого занятого в отрасли мы можем максимально эффективно воплощать в жизнь инновационные технологии, способствующие повышению качества продукции и снижению ее себестоимости.

Советская Белоруссия №27 (24410). Среда, 12 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter