Молочный десант в... Японию и Южную Корею

В послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент страны Александр ЛУКАШЕНКО поставил задачу обеспечить в нынешнем году положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере свыше миллиарда долларов. Чтобы претворить в жизнь это требование главы государства, а также успешно вести внешнеторговую политику в дальнейшем, нужны новые подходы к реализации отечественных товаров за рубеж.

Традиционно сложилось, что преобладающими направлениями нашего экспорта являются Россия и Западная Европа. Но на этих рынках слишком тесно.

В послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент страны Александр ЛУКАШЕНКО поставил задачу обеспечить в нынешнем году положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере свыше миллиарда долларов. Чтобы претворить в жизнь это требование главы государства, а также успешно вести внешнеторговую политику в дальнейшем, нужны новые подходы к реализации отечественных товаров за рубеж.

Возьмем один из наших главных экспортно ориентированных продуктов — молоко. Сегодня Беларусь производит его 6 миллионов тонн в год, большую часть отправляя в виде масла, сыра и других продуктов переработки на экспорт. Ставится задача к концу пятилетки довести этот показатель до 10 миллионов тонн. Поскольку внутренние потребности давно полностью удовлетворены, надо уже сейчас думать, куда девать дополнительные 4 миллиона тонн. Нельзя наивно считать, что огромный российский рынок все заберет. Ведь в соседней стране растет производство собственного молока при уменьшении населения. В этой ситуации российские молочники уже сегодня обращаются к своему правительству с требованиями ограничить поставки белорусского молока. А что будет завтра?

Вот почему остро встает вопрос диверсификации внешней торговли. Глава государства в Послании заявил, что двух векторов в экспортной политике недостаточно. Нужно более масштабно развивать новые направления в реализации наших товаров за рубеж. В первую очередь речь идет о Китае. Здесь у Беларуси есть важное преимущество, поскольку наша страна уже несколько лет рассматривается как стратегический партнер КНР. Новые усилия следует сосредоточить на проникновении в Индию, Юго-Восточную Азию и Африку, где белорусское экономическое присутствие пока недостаточное. Хорошие перспективы может иметь сотрудничество с Израилем.

Глава государства подчеркнул, что на новые рынки следует выходить не разрозненно, а единым фронтом. Вначале — изучение конъюнктуры под эгидой МИДа и Минторга. Затем — десант из промышленников и предпринимателей при поддержке Правительства. Участниками такого десанта недавно стали руководители нескольких перерабатывающих предприятий Беларуси. Среди них был и директор ОАО «Клецкая крыначка» Николай Рубаник.

— Мы побывали в Японии и Южной Корее, — рассказал Николай Николаевич. — Показали представителям деловых кругов этих стран образцы нашей молочной продукции. Провели переговоры о возможностях ее поставок.

В прошлом году во время республиканского семинара по вопросам импортозамещения и развития экспорта заместитель Премьер-министра Анатолий Тозик призвал отечественные предприятия, производящие молочные продукты, основательно изучить уровень их потребления в различных странах, особенно в Юго-Восточной Азии. Если сегодня в Беларуси и Европе в целом на одного жителя в год приходятся сотни килограммов молока, то там лишь десятки. Вот куда надо направлять свои взоры нашим экспортерам.

В первом квартале 2012-го подведомственные Минсельхозпроду организации экспортировали продукцию в 36 стран. Между тем наша страна торгует со 170 государствами. Конечно, не все они готовы сегодня покупать белорусские продукты питания. Но не надо ждать, что кто-то в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках будет нас просить о поставках. Надо предлагать свои товары самим! Внешнеторговая политика, как не раз подчеркивал глава государства, должна быть активной.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter