Сонич: получить 8 миллионов тонн к концу года — для нас это будет рекорд, но не предел

Молочно-мясная арифметика: плюс очевиден

Начальник главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Наталия Сонич: «Получить 8 миллионов тонн молока к концу года — к этому стремимся»

Отрасль животноводства гарантирует сельхозпроизводителям ежемесячную прибыль. И чем больше хозяйства прилагают усилий, тем выше результат. Все ли стремятся к заветной цели? Сколько в среднем по стране буренки дают молока?  Много ли продаем мясного скота за границу? На эти и другие вопросы журналиста «СГ» отвечает начальник главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Наталия Сонич.
Александр Лукашенко: 

«Если в эту голодуху (а голод будет в мире, даже я уже в это верю, несмотря на трепотню политиков) мы обеспечим продовольственную безопасность (мы ее уже обеспечили), сможем накормить скотину, у нас всегда будет молоко и мясо».

Из выступления во время рабочей поездки в Могилевскую область, 20 июня 2022 года
— Наталия Александровна, последние несколько лет сельхозпредприятия уверенно плюсуют по валовому надою молока. Получить 8 миллионов тонн к концу года реально?

— Будет сложно, но к этому стремимся. Полагаемся на опыт, знания и собственные силы. Совершенствуем технологии содержания, кормления животных, более пристальное внимание уделяем селекционно-племенной работе.

За последние семь лет средний удой молока от коровы по стране вырос на 873 килограмма и в 2021-м составил 5412. По итогам прошлого года лидируют Брестская, Гродненская, Минская области: надоили более 6 тонн на корову. Брестчане и вовсе в 2023-м планируют выйти на 7 тонн.

В Госпрограмме «Аграрный бизнес» поставлена задача до 2025 года надоить свыше 9 миллионов тонн. Идем к цели безоговорочно. Что же касается промежуточной цифры в 8 миллионов, то, по нашим расчетам, в нынешнем сезоне сумеем к ней приблизиться. Для этого сельскохозяйственным предприятиям необходимо в среднем увеличить производство молока к уровню прошлого года хотя бы на 2 процента. Общий показатель тогда составит около 7,8 миллиона тонн. Добавив валовку молока КФХ, личных подсобных хозяйств населения, получим и все восемь.

Однако для нас важно не столько количество, сколько качество продукта. Отмечу лишь, что валовое производство молока за день превышает 22 тысячи тонн, процент товарности выше 91. Многочисленные комплексы, фермы реализуют исключительно сорт экстра. По подсчетам специалистов, на душу населения приходится более 800 килограммов молока, в то время как в России всего 220, Польше — 399; мяса — 140 килограммов (77 и 131 соответственно). Объемы экспортных поставок сельхозпродукции растут ежегодно — наилучший стимул повышения качества.


— В 2021-м крестьянские (фермерские) хозяйства увеличили производство молока в два раза, но, несмотря на это, их доля в общем объеме производства продукции животноводства не превышает и одного процента. Предвидится ли увеличение?

— Не думаю, фермерам выгоднее выращивать растениеводческую продукцию. Лишь некоторые из них видят перспективу в животноводстве. В первую очередь имею в виду тех, кто держит не 5—10 коров, а сотни голов дойного стада. Например, в Гомельской области крестьянское хозяйство Шруба М. Г. по молочному скотоводству по итогам прошлого года вошло в десять лучших хозяйств страны. Средний удой молока на корову — 10,76 тонны. Это седьмое место в республиканском рейтинге.

В Беларуси свыше 3,6 тысячи КФХ, из которых сельскохозяйственной деятельностью занимается около 3,2  тысячи.

Напомню, основное производство продукции животноводства сконцентрировано в сельхозпредприятиях: 1210 выращивают крупный рогатый скот, в том числе 1188 — коров.

— В Госпрограмме «Аграрный бизнес» одним из важнейших условий динамичного увеличения производства продукции животноводства и повышения ее качества названо укрупнение производства. Значит ли это, что мелкие фермы вскоре вовсе исчезнут?

— Ни в коем случае! Такой задачи не ставим, более того, считаем целесообразным сохранять их там, где они эффективно работают. Объясню почему: не каждая корова может подойти к роботизированной доильной установке (боится) или же не получается ее хорошо выдоить. А на ферме с молокопроводом она может дать 7 тонн и больше. К каждому животному нужен индивидуальный подход.

Например, в агрофирме «Лебедево» (филиал РУП «Минск­энерго» Молодечненского района) есть роботизированная доильная установка «Параллель» и ферма с молокопроводом. Иными словами, созданы оптимальные условия для достижения наивысших показателей.

Агрофирма «Лебедево».

У нас функционирует 3545 молочно-товарных ферм, 1578 из которых оборудовано доильными залами и роботами. По итогам прошлого года на 57 фермах с роботизированными доильными установками в среднем надоили 7 тонн 515 килограммов молока на корову, на фермах с «Каруселью» (таких в стране 22) — более 8 тонн. Вместе с тем есть комплексы, где валовка молока в разы ниже. В этом вина руководства и специалистов хозяйства, которые не сумели грамотно организовать производственный процесс, решали, возможно, вопросы по мере их возникновения, не просчитывая свои шаги на перспективу. Чтобы исправить ситуацию, надо выстроить четкий алгоритм действий. В противном случае это будет топтание на месте.

— В прошлом году в стране построили 19 молочно-товарных комплексов и реконструировали еще 38. Ожидаются ли новостройки в 2022-м?

— Безусловно. Помогает этому и Госпрограмма «Аграрный бизнес», и банки готовы подставить плечо. Санкционная политика в отношении нашей страны вносит коррективы в работу, но существенных преград не видим.

Однако мало построить комплексы — они должны приносить прибыль. А для этого необходимы достойные условия содержания животных, сбалансированные и качественные корма, по возможности высокопродуктивный скот. Хотя знаю немало примеров, когда закупали нетелей в соседних хозяйствах от матерей со средним удоем четыре тонны молока. Их дочери, когда растелились, стали давать более семи благодаря оптимальным условиям на ферме. 

Строительство современных комплексов положительно сказывается и на увеличении производственных показателей. Проводим тщательный селекционный отбор, делаем ставку на высокопродуктивное поголовье. 

В общей сложности численность КРС превышает 4,12 миллиона голов, из которых коров — 1,5 миллиона. В настоящее время наблюдается снижение поголовья КРС. Этому сопутствовала прошлогодняя аномальная жара в июне — августе. Из-за сложившихся погодных условий эффективность осеменения в некоторых хозяйствах не достигла и 50 процентов. Как итог — не получили желаемого приплода телят, наблюдаем недобор молока.

Причем на Брестчине, где было жарче, поголовье молочных коров сумели не то что удержать — увеличить до 288,9 тысячи, прибавив к уровню прошлого года 1,4 тысячи. В этом региону нет равных.


— Какая плотность скота в расчете на 100 гектаров сельхоз­угодий должна быть в идеале?

— Показатель рассчитываем, чтобы посмотреть, рационально ли используются ресурсы. По той же Брестской области в среднем на 100 гектаров приходится 73 головы КРС, из них 25 коров. В Витебской — 45 голов КРС, в том числе 16 коров, в Могилевской — 49 и 16 соответственно. Цифры совершенно разные.

Высокоэффективную организацию работы подтверждает соотношение: 100 голов КРС, в том числе 25—30 коров на 100 гектаров сельхозугодий. И это не заоблачные цифры, такие примеры есть в стране. Например, в Столинском районе на 100 гектаров 102 головы КРС, из них 25 коров, в Несвижском — 119 и 29, Пружанском — 84 и 32 соответственно. А все благодаря сильной кормовой базе, высоким производственным и экономическим показателям. Хозяйства, помимо КРС, активно выращивают птиц, свиней. И ведь специально границы районов не сдвигают, правильно оценивают возможности, рационально расходуют ресурсы, строго соблюдают технологии на всех этапах производства продукции. Отсюда и превосходный результат.

— Наталия Александровна, Брестская, Гродненская область в растениеводстве лидируют по многим показателям. Можно ли выявить некую закономерность, гарантирующую успех?

— Думаю, да. Они привыкли все делать максимально быстро, четко, слаженно, на результат. Но самое главное, сохранили в трудовых коллективах преемственность поколений. Более того, многие руководители у руля хозяйства свыше десяти лет. А тех, кто недавно возглавил коллектив, можно сосчитать по пальцам. В то время как в Витебской, Гомельской, Могилевской областях таких примеров намного больше.

А ведь чтобы принимать оперативно грамотные решения, необходимо поработать в данном хозяйстве не один месяц, пройти все ступеньки производственного цикла, изучить подводные камни, настроить коллектив на плодо­творную работу. В противном случае в какой-то момент молодому руководителю может не хватить опыта и знаний, иссякнет интерес.

— В этом году погодные условия не особо благоприятные для кормозаготовки, да и в 2021-м опасения были ненапрасными. Хватило ли травяных кормов, чтобы прокормить скот зимой?

— Некоторые хозяйства ощутили недостаток зерна и нехватку травяных кормов. Хотя меры принимались оперативные, корма передавали из хозяйства в хозяйство, также осуществляли переброску их между регионами. Тем не менее производство молока в начале года снизилось. А вот нарушение технологии заготовки травяных кормов может привести к большим потерям. Такого быть не должно. Технические возможности позволяют аграриям выполнить работу максимально качественно.

К слову, в нынешнем году хозяйства ставят задачу заготовить 9,5 миллиона тонн кормовых единиц травяных кормов. На 24 июня получили 1,8 миллиона — 19,6 процента от плана. Год назад на эту же дату было 22,5 процента. Надеемся выполнить работу в полном объеме.

— Уход за животными, свое­временная профилактика и лечение. Справляются ли зоотехническая служба, ветврачи с поставленной задачей?

— Справляются, но иногда хотелось бы видеть более ответственное отношение к работе. Если животное здорово и сыто, то ветврач проводит лишь профилактические меры, а зоотехник следит за рационом кормления, распределяет стадо по группам.

Но забот гораздо больше. Лечение животных — лишние затраты, к тому же из-за перенесенного заболевания буренка может давать меньше молока, чем раньше, а теленок, переболев в раннем возрасте, не всегда в силах наверстать отставание в каждодневных привесах. Специалисты это знают и по возможности стараются сработать на опережение. Вот и получается, что продукция животноводства — итог продолжительного кропотливого труда огромного количества людей.


— За границей и вовсе нет зоо­техников, а ветврача приглашают для проведения, например, вакцинации. Что-то схожее наблюдаем в организации животноводческих групп при АПО Витебской области?

— Не совсем так. Выездные группы, сформированные при агропромышленных объединениях Витебщины, помогают хозяйствам, в которых отсутствуют конкретные специалисты или же они нуждаются в оперативной комплексной помощи со стороны. Выезжают в хозяйства техники по искусственному осеменению, зоотехники, ветврачи, помогают провести все оперативно и качественно.

Если заграничные специалисты хотят заработать как можно больше денег, то у нас ставят задачу расширить возможности сырьевой зоны перерабатывающих предприятий, чтобы в дальнейшем получать максимальную прибыль. В этом заинтересованы как сельскохозяйственные, так и перерабатывающие предприятия.

— Наталия Александровна, удается ли повысить генетический потенциал животных?

— Активно работаем в этом направлении. Международная специализированная выставка «Белагро-2022» — яркое тому подтверждение. Племенному скотоводству уделили особое внимание, проводили и демонстрационные показы животных, которых выращивают наши племхозяйства, и конкурсы, и тематические семинары. 

Одна из подпрограмм «Аграрного бизнеса» направлена на развитие племенного дела в животноводстве. И в первую очередь речь идет об увеличении численности племенных молочных коров с удоем не менее 10 тонн молока за 305 дней наивысшей лактации.

Разведением мясного скота занимаются 27 племенных сельскохозяйственных организаций. В общей сложности насчитывается более 20,2 тысячи голов КРС, из них 8,9 тысячи коров. Наибольшее количество скота на комплексах Гомельской области. С начала года там получили свыше 700 телят, больше других реализовали племмолодняка.

Кстати, благодаря целенаправленной селекционно-племенной работе экспорт племмолодняка мясных пород с 1,5 тысячи долларов, которые получили в 2013 году, превысил миллион долларов в 2021-м. Не менее успешно реализуем и скот молочных пород. Все это говорит о том, что в стране создан достаточно высокий генетический потенциал продуктивности мясного и молочного скота.

— Спасибо, Наталия Александровна, за детальный анализ работы животноводческой отрасли.

bernikovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter