Молочная вода, кисельные берега – это Браславские озера

Низина. Горка. Озеро. Луг. Гряда фантастической формы. И снова озеро. Захватывающие виды, совершенно не похожие на спокойные белорусские пейзажи...
Низина. Горка. Озеро. Луг. Гряда фантастической формы. И снова озеро. Захватывающие виды, совершенно не похожие на спокойные белорусские пейзажи.

— Проделки ледника, — шутливо объясняет живописность этих мест заместитель генерального директора Национального парка «Браславские озера» Мария Ворсло. — По оценке ученых, он оставил нам в наследство 14 видов рельефа, ставших одной из уникальных особенностей нашего края. Но узнают Браславщину, и за пределами страны в том числе, разумеется, по озерам: их в районе порядка 260. Летом они как магнит притягивают туристов!

Маяк

— Запомни: кто не бывал на горе Маяк, тот не видел Браслав, — напутствовал меня перед поездкой в Национальный парк приятель–рыболов, пропадающий все выходные на местных озерах.

И вот, отъехав на полтора десятка километров от Браслава и преодолев пешком почти четыре сотни ступенек от подножия горы, мы оказались на смотровой площадке. От панорамных пейзажей, открывшихся с высоты почти 45 метров, захватывало дух: за голубой гладью озерных котловин с зеленеющими островками холмы сменялись перелесками, вдалеке гордо возвышались готические шпили костелов. Не влюбиться в этот край было невозможно...

— Лучшая обзорная точка района, гора Маяк, тоже, кстати, творение ледника, — заметила ведущий специалист отдела туризма Национального парка Татьяна Тимошкина. — Ее возраст — 12 тысяч лет. Во время таяния образовывались трещины, и в пустоту гигантской ледяной глыбы попадали песок, глина, мелкие камни. Потом эта масса осела на землю, образовав холмы — камы.

Почувствовав себя почти в центре мироздания, пропустить какую–либо изюминку окрестностей мы просто не могли. Особенно впечатлило озеро Струсто, излюбленное место рыбаков. На 12 квадратных километрах водной глади выделяются острова с милыми названиями — Чайчин, Юрково, Шова. Местные жители рассказывают, что до войны на всех жили люди. Теперь там бывают разве что туристы, заплывающие на лодках и катере полюбоваться местной флорой и фауной. Ее разнообразие впечатляет даже специалистов. На территории Национального парка, например, находится единственное в Беларуси озеро — Волос, в котором сохранился полный комплект реликтовых ракообразных. А еще более 700 видов растений, три десятка видов рыб, почти две сотни птиц. Побывавшие здесь в мае орнитологи из Германии, покидая Национальный парк, пообещали вернуться сюда еще не один раз. Ведь мест, где одновременно можно увидеть занесенных в Красную книгу чернозобую гагару, мохоногого сыча, беркута, выпь, зимородка, осталось не так и много... Хотя, по признанию работников этого природоохранного учреждения, некоторые звери и птицы, расплодившись, стали настоящим бедствием для Национального парка...

Экзотика

Местным жителям больше всего досаждают дикие кабаны. В последние годы их численность резко выросла, от чего страдают огороды местных жителей. В апреле животные лакомятся озимыми, в июле – овсом, осенью просто распахивают картофельные поля... Лимиты отстрела этих животных, которые ежегодно доводит району Минприроды, самые большие по области: в этом году в браславских лесах разрешена добыча 500 кабанов, в то время как в других районах — 30 — 40. «О чем это говорит? — задается риторическим вопросом начальник отдела охраны животного мира, водоемов и охотничьего хозяйства Национального парка Петр Ситников. — О том, что дичи здесь столько, как нигде больше в Беларуси. Недаром многие охотники из Германии, Италии, Франции ездят к нам уже много лет. В прошлом году только от охоты, без учета оплаты за жилье и питание, мы выручили более 116 миллионов рублей. Через года три–четыре, когда подрастут трофейные экземпляры, эти суммы значительно вырастут. Ведь выдающиеся по ветвистости рога лося или огромные клыки кабана–секача тянут сразу на несколько тысяч у.е.».

В отличие от населения, страдающего от кабаньих набегов, у руководства Национального парка другая проблема — бобры, затапливающие своими плотинами десятки гектаров леса, и... бакланы.

— Когда лет десять назад у нас впервые стали замечать эту необычную птицу, звучали мнения о том, что баклана необходимо занести в Красную книгу, — вспоминает генеральный директор Национального парка «Браславские озера» Иван Касьяненко. — А сегодня мы не знаем, что с ними делать. За раз одна птица, способная нырять на глубину 20 — 30 метров, съедает до трех килограммов рыбы, а их на территории парка — сотни. Можете представить, какой урон наносят они рыбному богатству озер.

Подъезжая на катере к острову Каменок, мы увидели проблему, так сказать, воочию. Картина напоминала эпизоды из известного фильма Хичкока «Птицы». На каждом дереве находилось минимум по два гнезда с уже вылупившимися птенцами, а стаи черных птиц кружили над островом и озером, периодически пикируя в воду.

— Знаете, до чего додумался один местный житель? — обернулся сидящий у руля Иван Касьяненко. — Приручил баклана: цепляет ему на ногу петлю, запускает в озеро и с его помощью ловит рыбу. Но если одна такая птица может быть интересной для туристов как местная достопримечательность, то постоянно размножающиеся стаи — это большой урон для парка, регулярно тратящего немалые деньги на зарыбление озер.

Рыбалка — это одно из удовольствий, за которыми отечественные и иностранные путешественники едут на Браславы. На берегу озера Струсто мы увидели машину с латышскими номерами. «Таких мест нигде больше нет, — сказал нам пилот–инструктор из Риги Виктор Матвеев. — Поэтому приезжаю сюда регулярно, хотя бы на выходные».

Чтобы облегчить отдыхающим поиск подходящего места для рыбалки и отдыха, в этом году впервые на въезде в Браслав руководство Национального парка открыло информационное бюро. Там можно получить исчерпывающие сведения о наличии свободных мест на туристических стоянках, базах отдыха, о преимуществах того или иного озера, купить путевку на рыбалку. Стоимость ее доступна для каждого: порядка 3 тысяч рублей в день. А улов на здешних озерах, говорят местные жители, гарантирован даже для новичков.

Комфорт

Отдыхают на Браславах по–разному. Наиболее дешевый вариант — остановка на обустроенных туристических стоянках, расположенных в живописных местах Национального парка. Их сегодня 24. Столики с навесом, туалеты, кострища, дрова, места для мусора — все сделано для того, чтобы было комфортно и туристам, и природе.

Обойдется это удовольствие в три с небольшим тысячи рублей с человека и порядка двух тысяч с машины. Летом этот вид отдыха пользуется особым спросом. Чтобы пожить несколько недель на берегу озер, сотни километров наматывают москвичи и питерцы, еще с советских времен облюбовавшие этот райский уголок.

К услугам же тех, кто ищет домашний уют и отсутствие каких бы то ни было хлопот, — базы отдыха Национального парка, ежегодно принимающие у себя до 5 тысяч человек. Причем каждая хороша по–своему. Самый крупный туристический комплекс «Дривяты» расположен на окраине Браслава, на берегу одноименного озера. Одновременно в комфортабельных номерах стоимостью от 33 до 82 тысяч рублей с человека могут разместиться 70 отдыхающих. К сентябрю на территории «Дривят» откроется новый ресторан с развлекательным центром.

«Слободка» отличается развитой инфраструктурой, запоминающимися разнообразием пейзажей окрестностями (рядом — два озера — Потех и Недрово, озовая гряда, лес) и демократичными ценами. Проживание в одном из трех коттеджей с удобствами обойдется от 17 до 36 тысяч рублей с человека, еще 18 тысяч потянет трехразовое питание. «Лучший вариант провести выходные и придумать сложно, — поделился своими впечатлениями минчанин Сергей Гулевский, приехавший на уик–энд с женой и дочкой. — Чистый воздух, рыбалка, шашлык, баня, внимательный персонал».

В «Леошки» стоит ехать тем, кто ищет тишину и уединение. Причем в любое время года. База, расположенная на берегу Волоса — одного из самых чистых озер в Беларуси, на территории Национального парка была построена шесть лет назад. Помимо комфортабельных коттеджей, в этом году отдыхающих впервые здесь будет принимать палаточный городок, оплатить отдых в котором по карману даже студентам.

Гурманам и тем, кто любит изысканность во всех проявлениях, я бы посоветовала «Золово». Все здесь — от стриженых газонов с «альпийскими горками», ровными рядами туй и фонарями, словно вышедшими из старинных сказок, до необычайно вкусного меню, в котором обязательно присутствуют местные продукты — дичь, грибы, рыба, ягоды, мед, — рассчитано на тонких ценителей удовольствий. «Готовим сюрприз. Будем выпекать хлеб в настоящей белорусской печи по старинным рецептам, — поделилась планами администратор базы «Золово» Ирина Лютко. — Специально училась этому у деревенской старушки, сохранившей секреты мастерства. Иностранные гости, попробовав такой хлеб, пришли в полный восторг!»

Баня, бильярд, барбекю, камин, пляж и катание на лодках дополнят впечатления. Одновременно здесь может разместиться не более 25 человек, поэтому отдых проходит в теплой, почти домашней атмосфере, нарушаемой разве что визитами диких животных: лоси, косули, кабаны иногда встречаются прямо за воротами «Золово». Но даже если с этим не повезет, гарантированно увидеть обитателей браславских лесов можно в специально оборудованных вольерах. Обитающие там 7 оленей, косуля, 2 кабана, волчья пара с потомством, 2 лисы и бурый медведь давно привыкли к повышенному вниманию. «Мишка вообще всегда ожидает прихода туристов, — рассказывает старший егерь охраны парка Мирослав Петкун, два года растивший топтыгу у себя во дворе. — Кто конфетой угостит, кто батоном, а кто и пивом». К пенному напитку медведь, как оказалось, вообще неравнодушен. Выхлебав двухлитровую бутылку «Крынiцы», захваченную нами на пути к вольерам, обитатель парка принялся просовывать свой нос между железными прутьями клетки, явно рассчитывая на продолжение угощения. «Долго ждать ему не придется, — заметил Мирослав Петкун. — Дня не проходит, чтобы вольеры не посетили люди. То туристы, то отдыхающие, то школьники. Билет недорогой — 1.360 рублей для взрослого, половина этой суммы для детей. На экскурсию к нам приезжают даже из соседних районов».

Перспективы

В планах генерального директора Национального парка «Браславские озера» Ивана Касьяненко — на порядок увеличить емкость баз отдыха. «Сейчас они принимают 5 тысяч отдыхающих, а надо бы 50, — не сомневается Иван Ильич. — Этому краю просто предназначено жить и развиваться за счет туризма. Спрос на отдых на Браславщине стабильный: в частном секторе у некоторых хозяев места расписаны уже на весь сезон. Значит, в ближайшие годы нужно строиться, совершенствовать инфраструктуру, развивать комплекс услуг, чтобы к нам охотно ехали отдыхать, в том числе и гости из зарубежья».

И, конечно же, первоочередной заботой остаются мероприятия по сохранению уникальной природы озерного края. Так же, как и Нарочь, Браславские озера нуждаются в комплексных мероприятиях по оздоровлению. Речь идет не только об очистке их от водорослей и тростника, но и о строительстве новых очистных сооружений, благоустройстве населенных пунктов, создании лесозащитных полос, сохранении животного и растительного мира. Ведь только от нас зависит, каким увидят этот край наши потомки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter