Директора школ знают, что ученики курят, но только разводят руками. Откуда эта беспомощность?
Утром, выходя из подъезда своего дома, почти каждый раз я натыкаюсь на компанию одних и тех же молодых людей — учеников восьмых-девятых классов (школа находится рядышком с моим домом). Курят, матерятся, «тусуются»... Притом маты такие отборные, что хоть уши затыкай. Девушки не смущаются, наоборот, стараются ребят «переплюнуть».
Не выдержал и сделал одной особе замечание: «Вам не стыдно материться!» Хотел еще пару веских слов сказать, да не успел. «Вы нас не трогайте, мужчина, — заступился за свою подругу парень с серьгой в ухе. — Свобода! Что хотим, то и делаем».
С работы позвонил директору школы. Так, мол, и так. Вот только что видел, слышал, пытался поговорить. А она мне (руководитель учебного заведения!) в ответ: «Современная молодежь, понимаете? Вы думаете, мы не знаем, как дети себя ведут? Знаем! Проводим определенную воспитательную работу...»
После этих слов я положил телефонную трубку — не о чем было дальше разговаривать. Не вижу толку от такой вот «определенной воспитательной работы», если, повторюсь, почти каждый раз, выходя утром из дома, в подъезде натыкаюсь на компанию курящих учеников.
Дурное поведение (скажу осторожно, чтобы ко мне не цеплялись злые оппоненты) определенной части подрастающего поколения время от времени меня беспокоит. Вот почему, находясь в командировке в деревне, всегда интересуюсь, как тут живет-поживает сельская молодежь? Чем занимается, как отдыхает? Не пьет ли, не курит ли?
Побывав в Ботвиновском сельсовете, что в Кричевском районе, вышел на улицу и увидел озорных ребят на спортивной площадке местной школы. Они лихо носились за мячом, забивая голы то в одни ворота, то в другие. А за углом учебного заведения как ни в чем не бывало миловидные девушки затягивались сигаретным дымом...
— Дети и у вас курят?! — спросил я у директора местной школы.
— От городских не отстают. Мода, ничего не поделаешь, — как бы оправдывая свою беспомощность в воспитании учеников, прокомментировал директор.
Дальше слушать его я не стал. И не пошел за угол школы убеждать девушек в том, что сегодня для них модно, а что — нет, что нравственно, а что безнравственно. В принципе, это не мое дело. Ведь я не директор школы и не классный руководитель. Воспитанием детей, уж если они пришли в учебное заведение, должны заниматься не посторонние дяди и тети (на улице — другое дело), а педагоги, в обязанности которых входит дать ученикам не только прочные знания, но и привить морально-нравственные начала, воспитать высокую культуру поведения в обществе.
Когда я спросил у директора Овсянковской средней школы Горецкого района Людмилы Михайловны Бондаренко, курят ли ученики в школе, она удивилась: дескать, что за странный вопрос. А потом категорично ответила:
— Это невозможно! Вы видели наш спортивно-физкультурный комплекс? В него входят спортивный и тренажерный залы, есть теннисные столы, плавательный бассейн. Каждый из учеников находит себе занятие по душе. Различные спортивные секции работают круглый год, даже если дети на каникулах. А летом еще и спортивный лагерь. Какие сигареты, вы что!
Вспомнил, о чем говорил великий русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов: «Образ поведения человека... обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания или обучения в самом непростом смысле этих слов». Знать бы об этом сторонникам «моды» курения среди учеников некоторых школ! Тогда они бы уберегли детей от табачного приговора. Пусть и модного...
Александр ГРАДЮШКО, «БН»