«Мобильные операторы могут стать платформой для создания бизнесов будущего»

Скорость становится одной из основных характеристик сегодняшнего мира: в числе определяющих трендов телекоммуникационного рынка рост потребления мобильного дата-трафика абонентами массового и бизнес-сегмента. Об итогах года и трансформации отрасли — в интервью с генеральным директором компании МТС Владимиром Карповичем.

— Владимир Сигизмундович, какие факторы рынка определяют необходимость цифровой трансформации компании?

— Основной фактор — существование всего нашего общества в эпоху информатизации, что проявляется в виде увеличения значимости цифровых ценностей, этот процесс имеет рыночное отражение и толкает компании адаптироваться к изменениям.

Происходит трансформация клиентских предпочтений и потребностей, повышаются требования к качеству и функциональности продуктов. Меняются модели потребления, растет спрос на высокие скорости. 

За прошлый год потребление мобильного интернет-трафика абонентами МТС выросло на 53%, а в сети 4G этот показатель увеличился на 87%. Голосовые сервисы трансформируются в тарифы с большими пакетами интернета, абоненты активно мигрируют в сеть 4G.

Бизнес действует в условиях высоких скоростей, возрастающих требований, появления новых технологических конкурентов. Мы сталкиваемся с новыми вызовами, которые требуют пересмотра действующих моделей, и в этой связи операторы могут стать платформой для создания бизнесов будущего.

— МТС активно выходит на рынок облачных услуг. Какие преимущества такая трансформация дает бизнесу? 

— Операторы связи выходят за рамки традиционного телекома, ставят перед собой новые задачи и открывают новые возможности для роста. Один из таких шагов для МТС — выход на рынок облачных решений. Мы предлагаем комплексные решения для бизнеса на базе трех облачных платформ VMware, Huawei и RedHat, построенных на оборудовании ведущих производителей Cisco и Huawei. 
МТС сегодня уже не просто проводник связи, нам удалось создать вокруг клиента digital-экосистему.
Мы внедряем инновации на базе своей инфраструктуры, прислушиваясь к клиентам и динамично реагируя на их потребности. Такой подход весьма перспективен для компании и продуктивен для наших клиентов — различных организаций и предприятий, среди которых государственный и частный сектор.

Один из примеров — кейс Finstore.by, криптоплатформы, продающей токены белорусских компаний. МТС Cloud оперативно предоставил клиенту нужную виртуальную инфраструктуру, проект полностью функционирует в облаке со всеми подсистемами и мониторингом, что позволило компании-заказчику в разы сократить время выхода услуги на рынок. Среди наших клиентов также банковский сектор, торговые сети, страховые агентства, промышленные и другие предприятия. 

— Какова роль операторов в трансформации финансового сектора? 

— Мы являемся полноценным участником процесса трансформации банковского и финансового сектора. Один из новых продуктов — выпуск платежной карты, счет которой совмещен с балансом номера мобильного телефона. Это совместный проект МТС, банка Дабрабыт и Mastercard. Делая покупки и оплачивая счета с помощью этой карты, клиенты получают кешбэк на услуги связи. Пополнить баланс карты можно через баланс мобильного телефона или с помощью банковского перевода с карты на карту. Это еще один пример создания удобной цифровой экосистемы для клиентов, которая упрощает многие операционные процессы, при этом позволяет получать бонусы. 

Развивается сервис «МТС Деньги», с помощью которого лицевой счет абонента трансформируется в аналог банковского счета и позволяет совершать платежи за товары и услуги, в том числе через ЕРИП за счет средств на балансе смартфона. На базе платформы «МТС Деньги» становятся доступными и другие финансовые сервисы. Совместно с МТБанком реализован сервис p2p-переводов между банковскими картами клиентов, а с банком БелВЭБ мы запустили возможность быстрого онлайн-кредитования в приложении прямо со смартфона, инновационный проект реализован на основе технологии открытых API. Это примеры синергии оператора и банков, которая позволяет предложить максимально удобные решения для конечных пользователей. Всего за минувший год объем платежей, которые были совершены через финансовые сервисы МТС, вырос более чем на 60%. 

МТС занимает активную позицию в процессе цифровой трансформации сферы финансовых услуг в Беларуси, которая происходит под эгидой Национального банка, мы являемся участником рабочих групп в рамках меморандума, заключенного между Национальным банком и Конфедерацией цифрового бизнеса, и видим перспективу в реализации проектов по таким направлениям, как удаленная идентификация, развитие платежного и расчетного пространства, Big Data.

— Какие технологические решения сегодня может предложить компания МТС для ключевых отраслей промышленности, ЖКХ, сельского хозяйства? 

— Компания развивает сеть NB-IoT для интернета вещей. Этот стандарт связи предназначен для обмена данными между различной техникой в режиме онлайн, что позволяет оптимизировать многие процессы за счет удаленного мониторинга и управления устройствами, сбора и обработки информации. NB-IoT может успешно использоваться в промышленности и здравоохранении, системах умного города, транспорте и других областях. 

Мы запустили тариф «Интернет вещей» для корпоративных клиентов, а также предложили SIM-чипы для индустрии NB-IoT. Они предназначены для работы в устройствах транспортно-мониторинговых систем, торгово-кассового и телекоммуникационного оборудования, в медицинских приборах и телеметрических комплексах.

Если говорить о конкретных кейсах, то совместно с «Минскоблгазом» успешно реализован пилотный проект по дистанционному сбору показаний потребления газа с использованием технологии NB-IoT. Система учета позволяет оптимизировать процессы, сократить затраты, а в перспективе — экономить ресурсы. Результаты «пилота» были представлены в марте на международном форуме в Минске «Умные устойчивые города: от концепции до реализации». Решение сформировано, теперь очередь за спросом со стороны потребителей. 

Продолжаем активно работать с фермерскими хозяйствами по мониторингу основных показателей здоровья животных. Данные собираются в режиме онлайн, отслеживать показатели можно с помощью мобильного приложения, веб-интерфейса или SMS-уведомлений. Решение позволяет увеличить объемы получаемого молока. С развитием сети NB-IoT технология постепенно находит своего потребителя. 

— А что касается сетей 5G: тестированием технологии занимаются практически все крупные операторы, в том числе и МТС. Когда новая технология станет действующей в Беларуси?

— Для Беларуси сейчас актуальна связь 4G, ее потенциал — в расширении покрытия. LTE сегодня поэтапно развивается в стране: МТС продолжает масштабировать сеть совместно с инфраструктурным оператором beCloud. В 2019-м запущено более 1000 новых базовых станций LTE.
Сегодня связь 4G для абонентов МТС доступна во всех областных городах и райцентрах, ей охвачено более 86% городского населения. Следующий этап — приход LTE в сельскую местность, чтобы и у жителей малых населенных пунктов, дачных кооперативов и деревень была возможность использовать высокоскоростной мобильный интернет.
Мы ожидаем дальнейшего движения в этом направлении и полагаемся на активную деятельность нашего партнера beCloud в развитии инфраструктуры LTE в удаленных от крупных городов поселках и деревнях. 

При этом мы смотрим в будущее и приветствуем решение ГКРЧ по тестовым зонам 5G. Пилотные зоны связи пятого поколения стартовали в январе, сейчас отрабатывается создание инфраструктуры 5G в привязке к нашей сети. Вместе с тем мы ждем решения регулятора в части масштабного развертывания в стране сетей 5G и выступаем за конкурентное развитие. Компания видит перспективу в технологии: МТС — первый оператор, который начал продавать смартфоны с поддержкой 5G.

— Каковы принципиальные отличия 5G от 4G и как развитие связи пятого поколения изменит нашу жизнь? 

— 5G не только предоставит абонентам качественно новый пользовательский опыт, но и кардинально изменит сами принципы обмена информацией. В предыдущих поколениях основным потребителем связи был человек, в случае с 5G им становится устройство. Транспорт, здания, производства, медицинские приборы будут тесно связаны через программное обеспечение, датчики и облачные хранилища. 

Если 4G сделало для нас привычными стриминг, потоковое видео и приложения в смартфонах, то в будущем 5G сделает доступными виртуальную и дополненную реальность, тактильный интернет, искусственный интеллект. 

— Как вы видите дальнейшее развитие отрасли, какие направления приоритетны для МТС?

— Будущее отрасли напрямую связано с такими понятиями, как облачные сервисы, интернет вещей, технологии Big Data, мобильные финансы, диджитал в b2b, новые цифровые продукты и партнерства, развитие конвергентных услуг. 

Сегодня, например, создание конвергентных продуктов — одно из стратегических направлений для МТС. Одно из новых решений для b2c-клиентов, которое мы вывели на рынок в этом году, — услуга «X7» для пользователей проводного интернета, которая объединяет в один пакет фиксированные и мобильные сервисы. В рамках услуги абоненты могут дополнительно подключить до четырех SIM-карт с безлимитом мобильного интернета и звонков во все сети.

Создание подобной экосистемы сервисов позволит повысить лояльность клиентов и увеличить ARPU. Нам интересно долгосрочное сотрудничество с клиентом за счет концентрации на его потребностях и предоставлении выгодных условий при пользовании комплексом продуктов.

Елена БЕРЕСТЯНКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter