Много шума. Из–за чего?

О теракте в Турции

В Стамбуле рвануло — первый после 2003 года крупный теракт в Турции, в результате которого в минувшее воскресенье погибли 17 и ранены 154 человека. Конечно, это плохая новость в разгар пляжного сезона, и власти ФРГ, например, уже посоветовали своим согражданам в ближайшее время воздержаться от поездок в отдельные регионы этой страны. Резонно, ибо здесь действуют не только разного рода сепаратисты, но и ячейки «Аль–Каиды», для которых туристическая отрасль является отменным средством для шантажа турецкого правительства.


Но мне кажется, что на этот раз туристы могут расслабиться. Во–первых, речь идет о крупном взрыве в рабочем районе Стамбула, а не на фешенебельном курорте. Значит, либо турки приобрели опыт в охране туристических объектов, либо этот взрыв изначально не ставил целью подрывать экономику страны. Тогда зачем?


Именно этот вопрос занимает сегодня все европейские СМИ. Серьезных обозревателей волнует не столько пляжный, сколько политический сезон в Турции. А он ныне горяч как никогда.


Воскресные теракты произошли на фоне двух громких судебных процессов, которые сейчас разворачиваются в Турции. На днях конституционный суд страны приступил к рассмотрению дела о роспуске правящей Партии справедливости и развития, которую обвиняют в подрыве светских устоев государства. Поводом для иска стал принятый парламентом закон, разрешающий женщинам носить в стенах вузов мусульманские платки. Заметьте себе: процесс начался с подачи военных, которые в Турции всегда считались оплотом светского развития страны.


Оплот оплотом, но силы, увы, распределились ныне по–иному. Правящая партия — это и президент страны, и премьер–министр, и три с половиной сотни законодателей... Думаю, платок, которым помахали перед носом у военных, больше смахивает на знамя, чем на обычный атрибут моды. Принятие закона о платках — это, как ни крути, демонстрация силы, политической, естественно. Премьер–министр Эрдоган совершенно справедливо называет иск о роспуске «вызовом демократии», ибо представляемую им партию с сильными мусульманскими корнями поддержало на выборах население.


И второй процесс. В середине июля генпрокуратура предъявила обвинения 86 человекам, среди которых высокопоставленные военные, крупные чиновники и общественные деятели. Их обвиняют в работе на «вооруженную террористическую организацию» с целью «силового захвата власти в стране» и устранения от власти Партии справедливости и развития премьера Эрдогана.


Столкновение мусульманских «платков» и светских «фуражек»? Как говорится, Боже упаси... При таком сценарии и «Аль–Каида» не нужна, а она, кстати, имеет место быть в этой стране. И думаю, власти Турции, какой бы политический спектр они ни представляли, хорошо понимают опасность с этой стороны. Не зря же премьер–министр Реджеп Эрдоган при всей его приверженности мусульманским корням ратует за вступление Турции в Евросоюз. И именно он выступил вчера с заявлением, не оставляющим места для сомнений: «Терроризм — это феномен, который не делает различий между религиями, национальностями или расами. С 30–х годов Турция борется с террористами, и мы не знаем, когда эта борьба закончится. До сих пор ни одной стране — будь то США, Великобритания, Италия или Испания — не удалось полностью искоренить терроризм», — сказал Эрдоган.


Кстати, Турция может быть даже примером для других стран региона в том, как справляться с вызовом терроризма в условиях, когда радикальные исламские группировки вербуют себе сторонников под лозунгом «притеснения прав мусульман в Турции». Именно так обосновали террористы серию взрывов в Стамбуле в 2003 году, жертвами которых стали более 60 человек.


А вот другому государству, на флаге которого тоже изображен полумесяц со звездой, гораздо труднее. Имею в виду Пакистан, отдельные территории которого уже контролируются террористическими организациями. Между прочим, вчера оттуда пришла важная новость: в результате авиаудара в Пакистане убит эксперт по химическому оружию «Аль–Каиды» Мидхат Мурси Саид Умар. Ракеты поразили дом, в котором, кроме эксперта–химика, находились еще пять человек из местных жителей. Что ж, дом, который дал приют боевикам — а именно таким приютом стал для них Южный Вазиристан, — погибает первым. Эту истину неплохо усвоить всем, кто сегодня размахивает знаменем фундаментализма.


Вот почему я верю главе турецкого правительства Эрдогану, заявившему: кто бы ни стоял за взрывами в Стамбуле, они лишь «укрепили решимость Турции в борьбе с терроризмом».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter