Много шума и ничего

Европейские структуры рассмотрели "белорусский вопрос"...

Европейские структуры рассмотрели "белорусский вопрос". Европарламент, а затем Парламентская ассамблея Совета Европы приняли "резолюции". Министры иностранных дел ЕС ввели ограничение на официальные контакты, запретив выдачу виз для 158 должностных лиц Беларуси. По сути, это означает откат к отношениям двухлетней давности. Кому выгодны новые "заморозки"? Что стоит за решениями Брюсселя? И как будет развиваться дальнейшая ситуация? Об этом рассуждают эксперты и политики.


"Ни в Европарламенте, ни в ПАСЕ на слушаниях не присутствовали депутаты белорусского Парламента, - отмечает важный момент главный редактор журнала "Беларуская думка" Вадим Гигин. - К сожалению, некоторые европейцы являются заложниками неправильной информации о Беларуси. По той причине, что руководствуются только одной точкой зрения". "На слушаниях у меня сложилось впечатление, что решение о санкциях уже заранее было принято в Брюсселе", - отметил Вадим Гигин. Он добавляет, что, несмотря на это, в Европе нет единодушия по поводу того, как строить дальше отношения с Беларусью.


За два года интенсивного диалога значительно увеличилось число сторонников тесного сотрудничества. Прежде всего, отмечают политологи, "заморозки" не хотят наши соседи - Литва и Латвия. С этими странами в последние годы значительно вырос торгово-экономический оборот. Транзит белорусских грузов - важная статья их бюджетных доходов. Большой интерес к инвестиционному сотрудничеству с Беларусью проявляет Италия...


В том, что цивилизованный политический диалог ЕС - Беларусь необходим, убежден председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Игорь Карпенко. "У нас развивались отношения и раньше, невзирая на санкции, - вспоминает он. - Была "заморозка" на высшем уровне, но все равно проходили визиты, налажены тесные контакты в культурной, образовательной, научной сферах". "Сегодня невозможно исключить Беларусь из европейских процессов. Так нужно ли Евросоюзу загонять себя в угол тем, что не будет контактов на высоком и высшем уровне? Ведь только политический диалог дает возможность высказывать позиции, учитывать мнения, - продолжает Карпенко. - Мы хотим, чтобы наши европейские коллеги слушали не только оппозицию, но и мнение большинства - тех, кто поддержал Президента".


"Мы открыты для диалога, - подчеркивает парламентарий. - Ведь изоляция ни к чему хорошему не приводит. Тем более, нам надо наполнять и развивать программу "Восточное партнерство". До сих пор не решена судьба парламентской ассамблеи этой программы - "Евронест". Это не на пользу ни нам, ни Евросоюзу".


Кстати, на недавних заседаниях, посвященных отношениям с Беларусью, звучало и предложение исключить нашу страну из "Восточного партнерства". Однако участники программы встали на сторону нашей страны. Азербайджан, Грузия выступают за полноценное и равноправное участие Беларуси в программе "ВП", во всех ее структурах и проектах.


За необходимость широкого включения Беларуси в процессы евроинтеграции и против введения санкций однозначно высказался и представитель Украины в Европарламенте Леонид Кожара. Он считает, что "Восточное партнерство" - хорошая площадка для интеграции. "Европе следует учитывать мнение участников программы", - подчеркнул политик в интервью украинскому журналу "Тиждень".
Член делегации России в ПАСЕ, депутат Государственной думы РФ Дмитрий Вяткин, также считает, что ждать положительного эффекта от введения санкций и попыток изоляции Беларуси от Европы не стоит. "Проблемы любого характера можно решить только в режиме диалога, - считает он. - Но поскольку Беларусь к работе органов Совета Европы, в том числе и в ПАСЕ, не допущена, то о диалоге говорить не приходится. Российская делегация в Страсбурге была свидетелем того, как разговор о Беларуси превратился в монолог некоторых европейских депутатов. Их искреннее убеждение в том, что в Беларуси "все плохо", основано не на фактах, а зачастую лишь на эмоциях". У такого беспрецедентного давления на Беларусь, на взгляд Дмитрия Вяткина, несколько причин, среди которых, в частности, попытка сделать официальный Минск более сговорчивым.


Российские депутаты, как известно, резолюцию ПАСЕ по Беларуси не поддержали. "Ведь нужно отметить принципиальный момент: ни у кого сегодня нет сомнений, что победа действующего Президента Беларуси была абсолютно легитимной. И это официальная позиция России, - подчеркивает депутат Госдумы. - Поэтому все, что происходит в Минске и вокруг Минска после закрытия избирательных участков и подсчета голосов, то есть после выборов, должно рассматриваться отдельно и последовательно".


Впрочем, белорусов больше волнует такой вопрос: не скажутся ли "санкции" на экономической ситуации в нашей стране? На этот вопрос можно ответить коротко:


- Никоим образом!


При всем показном публичном "негодовании" руководители стран ЕС понимают, что если они вторгнутся в экономические взаимоотношения Беларуси со своими соседями, то от этого пострадают в Европейском союзе. Поэтому, "сочувствуя" обанкротившейся политической оппозиции и сохраняя лицо, Запад сделал Минску некое символическое "послание". Всего лишь. Что касается нажима на белорусскую экономику, то, естественно, никто на этот шаг не пошел и вряд ли пойдет. Поэтому гораздо важнее для нас являются новости из энергетической сферы - договоренности с Россией выполняются, и легкие белорусской экономики наполнены свежим воздухом. Что же касается ближайших перспектив взаимоотношений с ЕС, то дверь для переговоров по выходу из сложившейся ситуации остается открытой. Об этом сейчас откровенно говорится и в Минске, и в Брюсселе.


Заявление Министерства иностранных дел Республики Беларусь в связи с введением Соединенными Штатами Америки ограничительных мер в отношении Республики Беларусь


Белорусская сторона считает решение правительства США о введении ограничительных мер в отношении Республики Беларусь необоснованным и неправомерным шагом. Это решение возвращает в двусторонние отношения фактор напряженности и недоверия.


Решение Вашингтона открыто нарушает обязательство США не применять в отношении Республики Беларусь меры экономического принуждения, которое было зафиксировано в действующем Будапештском меморандуме 1994 года.


Методы давления и принуждения являются абсолютно бесперспективными.


Мы оставляем за собой право на ответные шаги пропорционального характера.


Белорусская сторона вновь подчеркивает свою принципиальную заинтересованность в поддержании конструктивных отношений с США, которые отвечают интересам как Республики Беларусь, так и самих Соединенных Штатов.


г. Минск

1 февраля 2011 г.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter