Мнимый больной

Некоторые гипертоники вполне здоровы. Они просто боятся врача или не любят свою работу
Некоторые гипертоники вполне здоровы. Они просто боятся врача или не любят свою работу

«Давление скачет!» — можно услышать из уст вполне здорового человека. Изменчивая погода или физическая перегрузка и гипотоника может на краткий миг сделать гипертоником. Другое дело — стресс. С ним шутки плохи. Европейское общество кардиологов стресс как фактор риска сердечно–сосудистых заболеваний ставит в один ряд с курением и избыточной массой тела. Гипертонией, ишемической болезнью сердца, даже инфарктом и инсультом оборачивается банальное неумение быть хозяином собственной жизни.

«Эта закономерность была выявлена еще во времена Советского Союза, — рассказывает предысторию вопроса ведущий научный сотрудник РНПЦ «Кардиология», кандидат медицинских наук Светлана Комиссарова. — Оказалось, что во время блокады Ленинграда люди, которые пережили ее в самом городе, страдали гипертонией гораздо чаще, чем те, кому в разное время удалось эвакуироваться. После ашхабадского землетрясения, терактов число пациентов с повышенным давлением возрастало в 3 раза! Были даже выделены «особо опасные» в этом плане профессии — авиадиспетчер, водитель общественного транспорта, телефонист, бизнесмен, банковский работник. Ведь именно для их рода деятельности характерно длительное и чрезмерное психоэмоциональное напряжение». Впрочем, всем остальным тоже не стоит расслабляться. В последние годы в лексиконе кардиологов появились сразу два новых понятия: «гипертензия рабочего места» и «гипертензия белого халата». Работа и кабинет врача — по статистике, именно здесь давление скачет наиболее регулярно. «Верхнее», систолическое, — на 6 мм, «нижнее», диастолическое, — на 3 мм рт. ст. выше, чем в домашних условиях. А виной всему — стресс, часто неосознанный, тайный, но от этого не менее разрушительный.

Что касается визита в поликлинику или диагностический центр, то ситуацию еще можно спрогнозировать. Врачи внушают нам священный трепет, их вердикта в глубине души всегда опасаются. Замечено даже, что показания тонометра находятся в прямой зависимости от ранга медика: чем больше у него регалий, тем выше оказываются цифры. Но работа?! По словам Светланы Комиссаровой, многолетние исследования показали, что есть две модели рабочего стресса. Первая: с вас много спрашивают, но мало платят. Вторая: работа монотонная, механическая, а возможности проявить инициативу практически нет. Это особенно пагубно для людей амбициозных и женщин, поскольку у них от природы более «нежная» психика. Хроническое недовольство рождает хронический стресс со всеми вытекающими отсюда болезнями. Хуже того, гипертония, развившаяся на психоэмоциональном фоне, опаснее. Исследования в Америке наглядно продемонстрировали: если среди обычных гипертоников через 15 — 20 лет умирает 5 — 6 процентов, то среди тех, кто, сам того не зная, нажил недуг на рабочем месте, — каждый пятый. А если ко всему прочему на работе вы проводите более 11 часов, то, как доказали японцы, риск инфаркта и инсульта увеличивается втрое!

Недавно в РНПЦ «Кардиология» занялись изучением так называемых стресс–индуцированных гипертоний. Выделить их в общей массе непросто. Поэтому 100 пациентам проводили целый комплекс исследований — суточное мониторирование артериального давления, психоэмоциональные нагрузочные тесты (один из них, кстати, — ноу–хау «Кардиологии»), оценку состояния вегетативной нервной системы на еще одной эксклюзивной белорусской разработке «Бриз». В результате Светлана Комиссарова с коллегами не только определили, у кого тревожный звоночек оказался ложным (человек, в принципе, здоров, а давление временно подскочило на нервной почве), а для кого — сигналом бедствия. Удалось еще и психологический портрет «стресс–индуцированного» гипертоника нарисовать. Главное — его снедает чувство тревоги, кроме того, он конфликтен, недостаточно знает и понимает самого себя, свои желания. Западные специалисты добавили бы только одно: у сотрудника раздражительного и боящегося потерять свое рабочее место риск развития сердечно–сосудистых заболеваний в 5 раз выше, чем у его более философски настроенного соседа по кабинету.

Конечно, самый опасный — острый стресс, типа ДТП или теракта. Одно сильное потрясение может в буквальном смысле слова убить человека на месте. Хронический стресс высасывает силы медленно, годами, а вызванная им гипертония зачастую долго остается незамеченной. Головная боль, головокружение, «мелькание мушек перед глазами», сердцебиение — эти симптомы ощущает далеко не каждый. А если ощущает, то занимается самоуспокоением: ну понервничал! С кем не бывает? Понервничал раз, другой, третий... Но если скачки давления вошли в систему, надо действовать. В 75 случаях из 100 со временем они перерастают в стойкую гипертонию. Следовательно, вы навсегда становитесь пациентом кардиологов. А не упустили бы время — и с предвестниками «гипертензии белого халата» или «гипертензии рабочего места» помог бы справиться участковый терапевт.

Проверьте давление!

Оптимальное — 120/80 (мм рт. ст.), нормальное — 130/85, высокое нормальное — 130 — 139/85 — 89, артериальная гипертония — выше 140/90, 1–я степень — 140 — 159/90 — 99, 2–я степень — 160 — 179/100 — 109, 3–я степень — выше 180/110.

Не дай себя разрушить

Как противостоять атакам стресса, советует Светлана Комиссарова.

Всем, у кого время от времени повышается давление, необходимо дома иметь тонометр и контролировать ситуацию. Это пригодится вам и на приеме у врача, который, если давление выше нормы, обязательно поинтересуется «домашними» цифрами, тем, как они зависят от ваших переживаний.

Если тонометр показывает в поликлинике высокие цифры, сохраняйте спокойствие. Возможно, это так называемое кабинетное давление, отзвук вашего волнения. В таком случае врач обычно дает пациенту отдохнуть 10 — 15 минут и снова несколько раз измеряет давление.

На начальном этапе, когда до болезни дело еще не дошло, а цифры «скачут», основное лечение — психотерапевтическое, смысл которого в том, чтобы лучше адаптировать человека к жизни. Возможно, речь зайдет и о смене работы, которая исподволь вас убивает. Очень рекомендуются релаксационные мероприятия, например, аутогенная тренировка. Плюс современные препараты, которые уменьшают уровень тревожности, — мексидол, рекситин.

Если ваше состояние оценивается уже как «первичная артериальная гипертензия на стресс–индуцированном фоне», то обязательно нужно принимать еще гипотензивные препараты.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter