Мнения экономистов

Время укрупнять капитал
Время укрупнять капитал

Жанна ГРИНЮК, директор центра системных бизнес-технологий “САТИО”:

— “Молочный” конфликт, на мой взгляд, стал результатом наложения нескольких факторов. Не исключено, что помимо политической подоплеки может присутствовать и желание российских олигархов получить некий контроль над белорусскими молочными заводами, а также нерасторопность белорусских молочников в вопросах маркетинга, мониторинга ситуации на российском рынке.
Политикам двух стран теперь необходимо договариваться, а отечественным производителям думать, как развиваться дальше.
В любом учебнике по маркетингу написано, что делать ставку только на одного клиента или один рынок — это рискованно. Наши молочники, у которых около 90 процентов экспорта приходится на Россию, в этом убедились.
Безусловно, из-за конфликта наши предприятия потеряли деньги. Но вместе с этим пострадали и наши брэнды, на реабилитацию которых потребуются немалые средства и специальные методы продвижения, часть из которых перечислены тут.
Белорусская молочная продукция конкурентоспособна по соотношению цены и качества. Но успешность продаж во многом зависит и от маркетинга, рекламы, наличия грамотно выстроенных сбытовых сетей. На все это нужны большие деньги, которых у многих наших заводов нет. Я давно выступаю за укрупнение наших молочных предприятий, объединение их в холдинги. Вместе они смогут эффективнее продвигать продукцию. Разве в силах наш маленький заводик из райцентра тягаться, например, с российской компанией “Вимм-Билль-Данн”, у которой широчайший ассортимент, зарегистрировано более 8 тысяч товарных знаков?

В торговых баталиях не бывает победителей, есть только проигравшие

Михаил КОВАЛЕВ, декан экономического факультета БГУ, профессор:


— Я не исключаю, что новые молочные стандарты в России вводились, чтобы создать проблемы для поставщиков импортной продукции. Такая тактика не нова. В условиях, когда Всемирная торговая организация жестко регулирует таможенные ограничения, многие страны мира для защиты внутреннего рынка стали действовать в обход — прибегать к санитарным и прочим барьерам.
Но россияне, похоже, всех удивили. В большинстве стран мира и не встретишь таких странных стандартов. Изменять санитарные нормы — это право россиян. Но они должны были подробно разъяснить импортерам, в том числе и белорусским предприятиям, суть нововведений.
Теперь Беларуси и России нужно договариваться, решать проблему. И чем раньше стороны разберутся, тем лучше. Ведь в любой торговой войне не бывает победителей. Как правило, страдают потребители. Причем обеих конфликтующих стран.



 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter