«Мне нравится Пушкин. И Брюс Уиллис…»

Главный   герой   нынешних школьников  –  «человечный» человек,   который   «умеет достойно   жить»

Главный   герой   нынешних школьников    «человечный» человек,   который   «умеет достойно   жить»

На кого равняются нынешние школьники? Кто их идеал? Кому, в чем и почему они подражают? На эти вопросы «Р» попросила письменно ответить учеников одной из средних школ Ленинского района Минска. По одному классу из параллели – с 4-го по 11-й включительно. Итак…

«Мама   достигла многого. Она   родила   меня»

Главные герои четвероклассников – близкие люди: мама, папа, сестра и бабушка с дедушкой. Они самые красивые, добрые, ласковые и умные. Все умеют, знают и всегда приходят на помощь. Кто бы сомневался. Но их ставят на пьедестал не только за эти качества.

Маша Никитина (фамилии детей изменены. Авт.) пишет, что ее мама – директор трех магазинов. Поэтому она тоже хочет «хорошо окончить школу, институт, работать директором семи магазинов и хорошо получать». Катя Шевелева гордится своей мамой Людмилой, бухгалтером крупного транспортного предприятия: «У моей мамы есть диплом, что она хороший работник. Мечтаю стать, как она». Еще одна история: «Моя мама, Ольга Николаевна, в жизни достигла очень многого. Она родила меня. Стала начальником отдела и добилась квартиры. Теперь мы в ней живем. Благодаря мамочке у нас все очень хорошо!»

А как же папы? Папа   учит   меня водить   троллейбус                        

Юра Дашкевич обожает своего отца Евгения Петровича, водителя троллейбуса: «Мой папа любит компьютер, телевизор, он всех любит. Он уходит на работу в 7.00. И еще папа всегда развозит по домам пассажиров, которые поздно гуляют перед сном. И учит меня водить троллейбус. Он самый лучший в мире, хочу быть, как он». Паша Косило тоже хочет быть похож на отца. Но не во всем: «Он внимательный. Помогает маме заботиться о своей семье. Я, может, и не буду работать на той же фабрике шкафов, как он, но хочу стать похожим».

Старшей сестре Алене подражают за то, что в свои 24 «она бесплатно поступила в Минское училище». Бабушку Раису Леонидовну берут за образец, потому что «…она библиотекарь, заместитель директора. На День библиотекаря ее пригласили во Дворец Республики. Сначала им показывали выставки, а потом пригласили на концерт». Прадедушку Родиона Ивановича ставят в пример, поскольку он «участвовал в боях на Берлин, стал старшим сержантом, но вскоре умер в Подмосковье».

Героев масскульта в детском сознании пока немного. А вот Игорь Макаров уже давно понял, что его идеал — солдат белорусской армии: «Он носит сапоги, защищает маму и Родину. А еще там есть стрельбы, и можно стрелять из «Калаша».

«Хотел   бы   встретить   Человека-паука»

Видно, что пятиклассники хорошо умеют держать в руках пульт от телевизора и перелистывать каналы. В числе девичьих кумиров – Дима Билан, певицы Рианна, Бритни Спирс, Жанна Фриске, актрисы Татьяна Рудова, Анна Снаткина, Хилари Дафф, Настя Задорожная.

Мальчишки из 5-го «Б»– по другую сторону баррикад. В сонме их героев трижды оказался Джеки Чан («Умеет суперски драться!»), Максим Мирный («Хорошо играет в теннис») и агент 007 («У него много разных клёвых приспособлений для спасения людей и поимки злодеев»). В этот же список одновременно попали поэт Александр Пушкин и актер Брюс Уиллис. Леше Колабину они оба нравятся за «мужество, талант и силу».

Лично меня покорили два ответа. Игоря Семенова: «Своим героем считаю Машу и Женю, потому что они умные и красивые. Особенно Маша». И Тима Осмоловского: «У меня нет героев. Я хотел бы встретить Человека-паука».

«Мой  герой     Президент   Беларуси»

Мальчишки из 6 «А» и 7 «В» завершили русский былинный эпос и вывели формулу своего мужского идеала: «Добрыня Никитич умен, образован, отличается разнообразием. Он ловок, отлично стреляет, плавает, поет, играет на гуслях, бьется со Змеем Горынычем».

В когорту знаменитостей на этот раз попали: актер Вильям Тернер, рэппер Стим, певицы Аврил Лавин и Дженнифер Лопез, группа «А-студио» и Майкл Джексон. Футболисты Роналдиньо и Роналдо. И… школьные тренеры по ганд-болу: Кристина Арнольдовна и Илья Петрович.

«Мой герой – Президент Беларуси, — пишет Сергей Иванов. – Он делает чистым наш город, и от этого к нам будет приезжать больше иностранцев. Он волевой человек, любит спорт и выходит сам на лед играть в хоккей».

С изумлением в работах шес-ти-семиклассников прочитал имена их героев: блаженный Мартин Туровский, полоцкий епископ Мина, архимандрит Макарий, преподобная Валентина, Кирилл Туровский, Евфросиния Полоцкая… Потом понял, что у ребят, видимо, читается православный спецкурс.

Хочу   столько  же  детей,  как  у  Джоли

В восьмом классе мальчишки сохнут по звездам футбола и вписывают в свои ответы уже по 15—20 фамилий: Аршавин, Акинфеев, Радионов, Дрогба…  Дима Уманик спит и видит вратаря национальной сборной Беларуси Юрия Жевнова: «Занимаюсь футболом и стараюсь подражать ему в воротах. На тренировках выкладываюсь по полной. Еле прихожу домой».

У девчонок – свой взгляд на героев кожаного мяча и свое мерило профпригодности. «Мой кумир – Лукаш Подольски, — пишет Алеся Киндель. — Он хорошо играет, красивый. И он нападающий». А вот еще один неожиданный финт… «Своим героем считаю учительницу по футболу Анастасию Михайловну. Она красивая, умная, добрая и хорошо учит нас играть в футбол», — уверена Таня Рыбалко. Вот так!                                                     

Родителей все меньше в ответах школьников. Дважды названы бабушки. Дважды — «мама, папа и Анна Олеговна». Один раз сест-ра. Но скрытый подтекст этих ответов озвучил Никита Дробыш: «Герой, видимо, мама. А если нет, то я сам».

Первые строчки музыкального «кумир-парада» заняли Стим, Eminem, Серега, Тимати и Максим. Даша Колосовская в восхищении от Шакиры и Анджелины Джоли: «Я бы хотела, как Шакира, заниматься благотворительностью. И, как Анджелина, иметь столько детей».

Идеальных   людей   нет!                         

В 9 «А» и 10 «Б» категорически отказались назвать своих героев около 20 человек. «У меня нет идеала!», «Героя нету!», «Героем никого не считаю», «Кумир отсутствует» — наиболее распространенные ответы. При этом школьники называют качества и свойства, которыми бы им хотелось обладать: «трудолюбие, умение на все смотреть без плохих эмоций», «обычная искренность, доброта, реализм, чистая любовь, душа, вера в хорошее», «богатый внутренний мир, а не внешность», «мой идеал — это не богатство и не популярность, это поступки» и т.д. Своеобразную черту под высказываниями сверстников подвела Даша Мезина: «Своим героем считаю всех людей независимо от их профессии. Если человек может «достойно жить», значит, он истинный герой… Главное, что он – «человечный».         

В списке знаменитостей — Сергей Безруков («красивый и мудрый»), Юрий Гагарин («был мировой звездой и сумел остаться самим собой»), Билл Гейтс (своим умом заработал бешеные деньги») и Я.Купала с Я.Коласом. Маша Снитко уверена: «Через свои творения они помогали людям жить. Старались возродить белорусскую культуру и язык. Они были очень талантливы».

И напоследок – позднее осознание героя, которого рядом, увы, уже нет. «У меня нет авторитетов и идеалов. Но очень хорошим человеком своего времени я считал Марину Игнатьевну», — написал Саша Клус.         

«Мы   схожи   как две   капли   воды» 

У 11-классников нет розовых очков. Они трезво смотрят на окружающий мир и через одного пишут: «Я не могу равняться на какого-то одного человека. И не хочу». Здесь все понятно.

Телевизионных героев практически не осталось. Только сильные персонажи: литературные и кино. Например, Мария – главная героиня романа Пауло Коэльо «11 минут» («Она уехала из родной деревни, и сама добилась всего»). Как ни странно, Чацкий («это герой, в котором я вижу вызов современного образованного и здравомыслящего человека несовершенному обществу»). А еще – школьные преподаватели и классные руководители. Правда, здесь уже мало преклонения и восхищения — в ответах сквозит, скорее, предчувствие скорого расставания.

Десять девушек скромно назвали своими героями молодых людей (судя по всему, одноклассников). «Мой герой – это мой друг Андрей/ Слава/ Игорь/ Женя/ Виталик…» Объяснение этой дружбе даются разные: «Мы буквально стали как брат и сестра», «Мы знакомы с детства», «Я ему доверяю, и он тоже», «Человек, с которым ты схож как две капли воды»… Словом, это тема уже совсем другого материала в рубрике «Проверено».                                                

(В некоторых работах школьников умышленно сохранены орфография и синтаксис)

Прямая речь

Елена ЕРМАКОВА, заведующая кафедрой клинической и консультативной психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка: 

 — Поиск идеала и подражание ему – естественный процесс для детской и подростковой психики, один из механизмов формирования самосознания. По сути, это наши представления об идеальном человеке и попытка приблизиться к желаемому образу. В дошкольном возрасте и младших классах идеал для детей те люди, которые находятся ближе всего и помогают сделать первые шаги: родители, бабушка и дедушка. Затем на первый план выходят более сильные и успешные люди внешнего мира: одноклассники-лидеры, старшие сестры-братья, знаменитости. Здесь все работает по принципу: «Буду таким, как…». К 15—16 годам подростки переживают кризис взросления, и у них формируется собственный идеал: как правило, некий собирательный образ, который берется за эталон. Процесс самопознания и самоидентификации завершается – личность сформирована.    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter