Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Знаменка» проехала по деревням с самым молодым молокосборщиком Миорского района

Млечный путь Сергея Процуковича

Фамилия самого молодого молокосборщика Миорского района Сергея Процуковича недаром созвучна с белорусским словом «праца». У него на роду написано быть работящим: в 19 лет открыл ИП, в 22 купил собственный молоковоз. Каждый день он проезжает более ста километров и собирает около двух тонн продукции. Корреспондент «Знаменки» провела день с предпринимателем, чтобы увидеть, кто и зачем сдает в деревне молоко, как водитель отличает свежий товар от прокисшего, и узнать, куда текут молочные реки Витебщины.


Рандеву на рассвете

Предложение Сергея прокатиться по маршруту ранним воскресным утром было таким заманчивым, что я не смогла отказаться. В пять часов он выезжает из дома в деревне Шуневичи Глубокского района. До Миор – 80 километров. На работу добирается на старенькой легковушке, молоковоз бережет – паркует на территории завода. 

Пока едем, смотрю в окно. Мимо проплывают живописные деревушки, которые уже потихоньку просыпаются: кто-то выгоняет скотину в поле, кто-то несет сено в сарай, кто-то направляется в хлев с ведром – доить корову. 

– Сейчас идет утренняя дойка, через час поедут сборщики, – вводит в курс дела водитель. – В 06:00 нас будут ждать в деревне Миорки. Опоздания в моей работе – непозволительная роскошь. Задержался на час – и молоко скисло. 

Несмотря на то, что на часах лишь начало шестого, Сергей полон энергии и охотно делится своей историей: 

– После окончания Глубокского государственного профессионального лицея поработал в сельском хозяйстве, потом в потребкооперации. Мне было 19 лет, когда знакомый, который продавал свой бизнес, предложил сесть за баранку молоковоза. Сейчас моя выручка составляет более 5000 рублей ежемесячно. С этих денег нужно заплатить налоги, рассчитаться за продукцию с населением, обслужить и заправить фургон, проконтролировать качество молока. Для этого купил специальный прибор «Лактан 1,4» – могу в любой момент проверить жирность. 


Человек-часы

Первые месяцы вести бухгалтерию помогали знакомые предприниматели. Теперь Сергей со всеми делами справляется сам. Зарплата по местным меркам хорошая, в сезон каждый месяц выходит тысячи полторы чистыми. Часть денег молодой бизнесмен откладывает на жилье (у него скоро появится первенец, а собственного дома пока нет), копит на новый грузовик. 

Дорога до завода пролетела незаметно. Мы пересаживаемся в молоковоз и держим путь в Миорки. Сельчане уже стоят наготове с ведрами – по Сергею можно сверять часы. Ценят его за это: вот уже пять лет ни опозданий, ни прогулов, ни возвратов продукции. 

Ольга Карпова признается, что для молодой мамы в декрете сдача молока – неплохой заработок: 

– У нас большое хозяйство – гуси, куры, корова Зорька. За утро и вечер надоили 18 литров. За каждый получим по 48 копеек. Немного, но подспорье хорошее. Все равно спать долго не привыкла, сидеть у телевизора не могу. Сыну Артему пока десять месяцев. Когда подрастет, будет мне помогать.

Ольга Карпова признается, что для молодой мамы в декрете сдача молока – неплохой заработок

Сергей заливает бидон молока в цистерну и с ходу оценивает качество продукции: 

– Видно, что свежее, жирное. Я вырос в деревне – в этом полезном напитке хорошо разбираюсь, меня не проведешь, хотя никто и не пытается хитрить. С большинством клиентов у меня деловые отношения, с некоторыми дружеские. Помню, как-то сломался подвесной подшипник. Я только выехал на маршрут, молоко ждет, а я стою. Деревенские мужики помогли: загнали на яму, отремонтировали за час. Хорошо, что это в октябре было, когда уже похолодало.

Пять в одном

Этот случай в коллекции форс-мажоров Сергея не единственный. Буквально за несколько дней до нашей встречи из двигателя выдавило пробку – вода стала уходить. Каждый километр водителю пришлось доливать по литру жидкости. Получилось, что за рейс он перетаскал больше сотни. На что только не пойдешь, чтобы доставить товар на завод в срок. Наученный опытом Сергей возит с собой набор запчастей, чтобы можно было отремонтироваться, даже если встал на хуторе. В свои 25 парень прекрасно управляется с обслуживанием грузовика, на СТО практически не ездит, даже двигатель перебирает у себя в гараже. Подменного транспорта нет, так что ремонтирует все по ночам, чтобы утром выйти на маршрут. 

– Тяжелая у вас работа, Сергей? 

– Нет, но ответственная. Я и водитель, и грузчик, и экспедитор, и бухгалтер, и мастер по ремонту. Деньги, например, развожу раз в десять дней. Было бы проще отправлять почтовыми переводами, но это неудобно клиентам. Как бабуле, живущей где-нибудь на хуторе, добраться до отделения связи?

Сергей Демешко: Сегодня у нас хороший удой
Тем временем с тремя полными ведрами нас встречает приветливый и улыбчивый Сергей Демешко: 

– Сегодня у нас хороший удой, скоро ко мне внуки из Гомеля при­едут. Будем делать творог, сыр, масло. 

Когда Сергей Дмитриевич узнает, что я журналист, начинает на все лады расхваливать молокосборщика. Сергей смущается и прячется в кабину автомобиля. Он не привык к высокопарным фразам. И хотя фамилия у него работящая, рассказывать о своих трудовых успехах не любит. 

Каменполье, Перебродье, Зачеревье, Новинки, Петкуны, Великое Дедино, Заболотье, Лебедево – одна деревня сменяет другую. За этот день мы объехали более ста подворий. Собрав молоко, к началу одиннадцатого возвращаемся на завод. Сергей сдает продукцию и моет цистерну, чтобы завтра утром поехать этим же маршрутом: забрать молоко и спросить у Ольги, не начал ли ходить ее сын Артем, поинтересоваться у Сергея, как добрались его внуки, поболтать с другими сельчанами о том о сем. Самое главное, уверен предприниматель, не забывать: как ты относишься к людям, так и они к тебе. 

odubrovsk@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter