Россия и Казахстан намерены пересмотреть границы

Мины пограничных споров

В российско-казахстанских отношениях долгое время присутствовала так называемая «проблема северных территорий».
В наследство от СССР бывшим союзным республикам осталось немало спорных пограничных вопросов, ставших поводом для политических разногласий и конфликтов.


Не является исключением и российско-казахстанская граница. В феврале в СМИ появилась новость об инициативе губернаторов двух пограничных областей — Омской России и Северо-Казахстанской Казахстана — по корректировке границы двух государств. Проблема возникла из-за дороги, соединяющей российский пограничный поселок Русская Поляна с Омском. Участок этой дороги проходит по территории Казахстана. Связано это с тем, что на данном участке территория Казахстана вклинивается в территорию Омской области, и это вклинивание предлагается «срезать» в пользу РФ, в обмен передав Казахстану аналогичный выступ российской территории.

Этот, на первый взгляд, незначительный и сугубо технический вопрос вызвал довольно бурную  реакцию в Казахстане. Основная проблема заключается в том, что договор о делимитации российско-казахстанской границы уже заключен, и в ближайшее время Астана планировала утвердить это разграничение в ООН. Естественно, инициатива по пересмотру границы, возникшая после завершения демаркации, тут же вызвала подозрения у части казахстанской общественности в том, что Москва вынашивает планы по пересмотру границы в свою пользу. На фоне событий в Крыму и Донбассе обостренное восприятие территориальных вопросов вполне закономерно.

На российско-казахстанской границе это далеко не первый спорный момент. Так, после распада СССР один из участков Транссибирской магистрали также оказался на территории Казахстана. Эту проблему удалось урегулировать без каких-либо территориальных обменов: железнодорожный участок на территории Казахстана остался в собственности Российских железных дорог, поезда по нему следуют без остановок. Тем не менее Россия стремится минимизировать использование этого трансграничного участка, переводя поезда на обходные маршруты.

В российско-казахстанских отношениях долгое время присутствовала так называемая «проблема северных территорий». Северо-восточные районы Казахстана с высокой долей русского населения (результат дореволюционной колонизации казахских степей, а также советского освоения целины) стали проблемой в отношениях двух государств с момента распада СССР. По весьма распространенной версии, сам перенос столицы из Алма-Аты в Астану (бывший Целиноград) был обусловлен стремлением казахстанских властей быть поближе к проблемным районам, чтобы пресечь возможное развитие здесь сепаратизма. В целом проблему сепаратизма Казахстану удалось снять, в том числе и благодаря сбалансированной национально-языковой политике: русский язык в Казахстане имеет официальный статус и широко используется как государственным аппаратом, так и в системе образования. Тем не менее рецидивы «проблемы северных территорий» время от времени случаются, и последний из них произошел как раз в ходе крымского кризиса, когда В.  Жириновский заявил о возможности присоединения северных территорий Казахстана по крымскому сценарию. Вот почему известие о возможной незначительной подвижке границы в районе Русской Поляны наделало изрядно шуму.

В целом «мины» пограничных споров обильно разбросаны по просторам бывшего СССР, и, как показал опыт Крыма, эти «мины» могут иногда взрываться. Причины пограничных конфликтов кроются в причудах советского административно-территориального деления, которое создавалось явно без расчета на то, что административные границы республик когда-то могут стать полноценными границами государств. Сегодня, когда отношения между многими бывшими союзными республиками переживают не лучшие времена, это оборачивается множеством человеческих драм.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter