Михаил Финберг: «Я ищу гармонию во всем, что меня окружает»

Неоднократно на фестивалях и музыкальных праздниках, которые устраивает Национальный концертный оркестр Беларуси, мне приходилось общаться с его бессменным руководителем Михаилом Финбергом.

Неоднократно на фестивалях и музыкальных праздниках, которые устраивает Национальный концертный оркестр Беларуси, мне приходилось общаться с его бессменным руководителем Михаилом Финбергом. Всегда улыбчивый, открытый, охотно отвечающий на вопросы Михаил Финберг. фотокорреспондентов. Казалось, вот она, звезда, совсем рядом – только руку протяни. Но подобно комете, он также быстро исчезал, как и появлялся, – торопился на очередную репетицию или встречу.
Поэтому сделать так, чтобы моя журналистская траектория движения совпала с орбитой звездного музыканта хотя бы на один астрономический час, необходимый для полноценного интервью, оказалось делом непростым. Маэстро занят подготовкой к новому музыкальному сезону.


Фестиваль песни и поэзии. Теперь и в Минске


– Михаил Яковлевич, позвольте задать самый распространенный для конца августа вопрос: где и как провели отпуск?


– В своей квартире. Никуда не выходил. Хотел поехать в санаторий под Гродно, но жара изменила планы: остался дома. Работал над новыми программами.


– Чем порадуете своих поклонников?


– Мы открываем уже 24-й сезон. Его можно назвать увертюрой к юбилейному концертному сезону, который коллектив отметит в следующем году. В начале ноября в Белгосфилармонии состоится концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Владимира Короткевича. Новинка сезона – фестиваль белорусской поэзии и песни в Минске. Прошу обратить внимание на географическое название. В программе феста три концерта. Первый будет посвящен Владимиру Короткевичу, второй – творчеству народного артиста Беларуси композитора Эдуарда Зарицкого. Третий представит «Музыку беларускага замежжа». Кроме того, в столице проведем 22-й фестиваль джаза. А в рамках 4-го художественного проекта «Шлягеры на все времена» свои любимые произведения услышат поклонники творчества Раймонда Паулса и Давида Тухманова. Еще две программы «Шлягеров» объединят произведения под названием «Шансон в Минске» и «Любимые песни кино-2». И конечно же, праздники музыки, которые мы устраиваем в регионах.


– В одном из интервью вы обмолвились, что у вашего оркестра нет своего помещения, где можно было бы репетировать…


– Пока оно и не появилось. Впрочем, как и передача на телевидении, хотя мы ждем ее уже почти 25 лет. Поэтому я опять вынужден ехать в Москву. Меня пригласили на четыре большие концертные программы. Одна из них посвящена творчеству Раймонда Паулса. Про остальные могу сказать только то, что это масштабные телевизионные проекты.

 

«У педагога со мной были большие проблемы»


– Многие родители, отправляя свое чадо в музыкальную школу, надеются, что из него вырастет ни много ни мало второй Паганини. Но ребенок, забросив подальше нотную тетрадь и скрипку, мчится что есть мочи на школьный стадион. Хотелось ли вам в детстве бросить музыку и заняться, к примеру, рисованием?


– Хотелось. И не один раз. Я начинал с игры на скрипке, и у педагога со мной были большие проблемы. Но ребенку нужно самому прийти к пониманию того, нужны ему эти занятия или нет. Думаю, тот, кто хочет достичь какого-то результата, обязательно его добьется. Я сам долго не мог определиться, какой инструмент мне ближе. Перепробовал все духовые, клавишные. В итоге остановился на тромбоне.


– То есть заставлять ребенка музицировать, повесив на спинку стула ремень, не стоит?


– Вы водите машину?


– У меня есть права, но нет машины.


– Тогда вы должны знать, что чем больше практика вождения, тем больше начинаешь чувствовать автомобиль. Нет практики – теряется к нему всякий интерес. Так же и в музыке. А заставлять, поверьте, не стоит.

 

О студенческой картошке


– Пользовались ли вы шпаргалками, когда сдавали экзамены?


– Нет. Я учился неплохо, поэтому надобности в этом не было.


– А в студенческом отряде довелось поработать?


– В студотряд не попал, а на картошке бывал не раз. Норму в 85 ведер всегда выполнял, мне было несложно, поскольку я сам из сельской местности. Думаю, через крестьянский труд всем нужно пройти, чтобы прочувствовать истинный вкус хлеба. Мне же студенческую картошку приходилось совмещать с работой в оркестре Белорусского телевидения и радио. Помню такой случай. В сентябре 1967 года мы отправились на сельхозработы в Стародорожский район. Главный дирижер оркестра Гостелерадио Борис Райский обратился с ходатайством к ректору консерватории Владимиру Оловникову об освобождении меня от работ – мы записывали произведение белорусских композиторов. Тот отказал. А позже лично приехал проверить, помогаю ли я селу убирать урожай.

 

«Иногда не понимаю, что происходит на сцене»


– Вы всегда очень резко высказывались об уровне белорусской эстрады. Происходят ли какие-то изменения и если да, то в какую сторону?


– Не эстрады в целом, а только солистов-вокалистов. Потому что жанр эстрады многогранен. Наш оркестр также исполняет эстрадную музыку, и, без лишней скромности скажу, на очень высоком уровне. Ни в 60-е, ни в 70-е, ни в начале 80-х подобного нашему коллектива не было. И мы постоянно растем, совершенствуемся. Сегодня я положил на пульт нашему джазовому составу очень сложное произведение одного из американских композиторов, за которое еще несколько лет назад мы бы даже не взялись. Да, мы сыграли с ошибками, но все знали, как нужно правильно. И я понял: все, что мы делали до этой пьесы на протяжении многих лет, делали верно, профессионально. О конферансье и артистах разговорного жанра нельзя сказать, что их мастерство невысоко по той простой причине, что у нас их просто нет. То же касается и иллюзионистов.


– А вокалисты…


– О вокалистах скажу прямо: скучно, однообразно, по-дилетантски. Не могут ни выйти правильно на сцену, ни уйти с нее. При этом мнят себя еще и композиторами. А ведь мне есть с кем сравнивать. Я работал с Людмилой Гурченко, Львом Лещенко, Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым. Это артисты. Чего скрывать, с них я беру пример. Но не нужно думать, что я всем и вся недоволен. Есть у наших певцов и неплохие номера. Но их один-два. Такого количества на концерт не хватит. Да и у концерта должно быть классическое построение, которое я у наших вокалистов не наблюдаю. Иногда я не понимаю, что вообще происходит на сцене. Но самое страшное, что все это идет под фонограмму.


– Этим летом вы работали вместе с Димой Биланом – для нашей читательской аудитории это более понятная возрастная категория. Каковы впечатления?


– Безусловно, талантливый молодой человек. На «Славянском базаре» мы участвовали в концерте Раймонда Паулса. Дима спел вживую. Спел безупречно, хотя был простужен.


– Вы всегда говорите прямо, без обиняков. Без всяких аллегорий и иносказаний. Не приходилось ли потом жалеть о сказанном?


– Нет, потому что я всегда говорю правду. Могу ответить за каждое свое слово.


– На знаменитой Аллее звезд в Москве заложен и ваш именной знак. Вы ощущаете себя звездой?


– То, что такой знак появился, очевидно, дает мне право так себя называть. Но я в эту игру не играю.


– Если бы не музыка, чем бы вы могли еще заниматься?


– Даже не представляю.

 

В квартире – идеальный порядок


– Сколько вам нужно часов в сутках, чтобы все успевать?


– Времени не хватает, но я все успеваю, потому что умею организовать свой рабочий день. У меня хорошая память, так что помню, кому и какие поручения даю. А с теми, кто не справляется с заданием, нарушает дисциплину, мы расстаемся. Я строгий человек.


– По-прежнему встаете в пять утра?


– Да, и сразу же иду в парк или на набережную. Раньше проходил по восемь километров. Сейчас чуть меньше – около пяти. Принимаю душ и отправляюсь на работу.


– Поете ли вы дома на кухне или в ванной?


– Пою, но только про себя. Обычно это песни из программы, над которой в этот момент работаю.


– В вашей квартире творческий беспорядок или каждая вещь находится строго на своем месте?


– У меня новая квартира, в которой царит идеальный порядок. Поддерживать его помогает работница, которая приходит раз в две недели. Квартира маленькая, но в ней чисто, уютно – и мне всегда хочется возвращаться домой.


– А где вы предпочитаете пополнять свой гардероб?


– В минских магазинах. Мне очень нравится итальянская одежда. Не зря два года провел в Италии, работая на телевидении. Но я человек небогатый, поэтому не всегда могу позволить себе купить приглянувшуюся вещь в бутике. Что касается цветовых предпочтений, то мне нравятся свежие, «неизношенные» оттенки, которые гармонично сочетаются. Я ищу гармонию во всем, что меня окружает. Так же как в музыке.

 

Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

 

Михаил Финберг

Где и когда родился: 21 февраля 1947 года в Мозыре


Знак зодиака: Рыбы


Образование: В 1962-1970 гг. обучался в музыкальном училище и Минской консерватории по классу тромбона. В 1981 году закончил аспирантуру (дирижерское отделение)


Карьера: В 1967-1970 гг. – артист оркестра Белорусского телевидения и радио. С 1970 до 1987 гг. – дирижер Минского оркестра цирка. С 1987 года по настоящее время – художественный руководитель и директор заслуженного коллектива «Национальный концертный оркестр Беларуси». Народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси, лауреат премии Союзного государства, лауреат премии Федерации профсоюзов, лауреат специальной премии Совета Министров Республики Беларусь имени В.Мулявина, лауреат премии ЛКСМБ, кавалер ордена Франциска Скорины, профессор


Вкусы: любимая еда – драники
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter