Миграция настроений

Выборы в незаметном ранее Мекленбурге стали чуть ли не барометром политических настроений
В прежние времена на результаты местных выборов в германской земле Мекленбург-Передняя Померания никто не стал бы обращать внимания. Поскольку земля эта малонаселенная (всего 1,6 млн человек) да к тому же бывшая ГДР. Это одна из самых отсталых в экономическом плане земель с высоким уровнем безработицы, там сильны правые настроения. Даже ультраправые: с 2006 года в местном ландтаге (парламенте) была представлена Национал-демократическая партия Германии, которую власти считают неонацистской и даже пытаются запретить через суд. Насчет через суд — пока безрезультатно, а вот в мекленбургском ландтаге НДПГ больше не будет: партия выборы проиграла. Но об этом говорят мало, гораздо больше — о других проигравших — правящей партии Христианско-демократический союз (ХДС), которую возглавляет Ангела Меркель. Партия на выборах пришла третьей (19%), уступив не только своим партнерам по местной и общегерманской коалиции — Социал-демократической партии (СДПГ, 30,6%), но еще и молодым и рьяным — партии “Альтернатива для Германии” (“АдГ”, 20,8%). “Альтернативе”, которая начинала с призывов вернуться к столь когдато любимой немцами марке, а теперь имеет репутацию антиисламской, антимигрантской и ультраправой, от роду всего три года, а она уже представлена в девяти земельных ландтагах из 16.

Как видим, времена изменились и выборы в незаметном ранее Мекленбурге стали чуть ли не барометром политических настроений. Ангела Меркель, для которой Мекленбург — родной избирательный округ (плюс восточногерманские корни), результатами категорически неудовлетворена. Она так и сказала на пресс-конференции в китайском Ханчжоу, где была на саммите G-20: “Я неудовлетворена”. Для ее и так уже пошатнувшейся в результате излишне щедрой миграционной политики репутации это ощутимый удар. Особенно с учетом того, что сама она в Мекленбург ездила, за свою партию агитировала, против “альтернативщиков” предостерегала. Избиратели не вняли.

Хотя будем смотреть на вещи объективно (ну или как минимум попытаемся это сделать): ХДС в Мекленбурге оказалась не самой проигравшей партией. Куда больше потеряли, например, зеленые, которые не смогли преодолеть 5-процентный барьер и покинули ландтаг. Но самым серьезным проигравшим оказалась Левая партия, традиционно популярная на территории бывшей ГДР и до сих пор привлекавшая протестное голосование. Теперь это прерогатива “АдГ”. Левые потеряли в Мекленбурге треть голосов. Причем по той же причине, что и ХДС: утратили связь с избирателями. Левые (а с одним из их руководителей Грегором Гизи я встречалась пару лет назад, и он говорил о том, что за его партию теперь голосуют не только на востоке, но и на западе) умело играли на обидах восточных немцев, напоминая, например, о разнице в зарплатах между востоком и западом Германии и обещая увеличение минималки. Но ситуация изменилась, и даже в Мекленбурге, где беженцев видят в основном по телевизору (по внутригерманским квотам эта земля получит лишь 20 тысяч мигрантов), их боятся. Поэтому охотно голосуют за ту партию, которая обещает с наплывом мигрантов бороться. Кстати, в будущем году на интеграцию мигрантов правительство планирует потратить 19 млрд евро. Минималка отошла на второй план.

До парламентских выборов остается год, за который многое может измениться. Самый яркий пример быстрых политических изменений — та самая “Альтернатива для Германии”: даже если традиционные политики не хотят иметь с ней дела, они вынуждены с ней считаться.

Вероятно, в декабре на съезде ХДС Ангела Меркель объявит, намерена ли баллотироваться на четвертый срок. Несмотря на провал (иначе это не назовешь) в Мекленбурге, ее общегерманская позиция сильна. Хотя лидер ХСС (а ХДС традиционно выступает на выборах блоком с ХСС) Хорст Зеехофер требует пересмотра политики в отношении беженцев. И в партии сильнее становятся голоса тех, кто считает, что именно Зеехофер может стать лидером ХДС/ХСС. А пока ждем результатов местных выборов в Берлине 18 сентября.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter