Мигрант подкрался незаметно

Людей в стране явно не хватает. А наша миграционная политика пока сильно напоминает латание «тришкина кафтана». Стоит заткнуть одну прореху, как тут же обнаруживается другая. Ткань ползет под иглой портного, что наводит на размышления. Может, одежку менять надо?..

Действительно, поначалу открыли границы для всех «лиц другой национальности» из СНГ, позабыв создать условия для переезда в Россию миллионов русскоязычных граждан, брошенных в странах бывшего СССР. Потом закрыли, введя жесткие, но плохо продуманные правила регистрации. Вдруг стали шерстить тех, кто носит грузинские фамилии,  не замечая сомнительного поведения других «нетитульных» общин. Затем квотировали мигрантов – продавцов на рынках. Рынки в результате опустели, цены подпрыгнули.
И власти в столице вынуждены были отыграть назад, отменив свое распоряжение о введении 50-процентной квоты в торговых рядах для российских фермеров. Пусть, мол, опять торгуют «приезжие».
Заговорили о дефиците рабочей силы, принялись уповать на гастарбайтеров. И сразу выяснилось, что экономике гораздо нужнее рабочие высокой квалификации, которых среди мигрантов – единицы. Короче,  сплошные шараханья в регулировании миграции, и просвета пока не видно.
Тем временем Россия продолжает вымирать. Несмотря на некоторое повышение рождаемости и снижение смертности, естественная убыль населения страны в 2006 году составила свыше 600 тысяч человек, и никаких надежд на исправление демографической ситуации «собственными силами» практически не остается. Для этого показатель фертильности (количество рождений в среднем на одну женщину) вместо нынешних 1,3 нужно повысить примерно до 3, то есть в целом и полностью перейти на модель трехдетной семьи.
Но готово ли нынешнее российское общество к такому повороту? Доля семей с тремя и более детьми составляет сегодня чуть более 6 процентов – плакаты «социальной рекламы» с этой жутковатой цифрой развешаны по всей Москве. А остальные 94 процента? В одночасье и даже на более далекую перспективу изменить их жизненный уклад, устоявшиеся ценности вряд ли возможно. Предложенные президентом и правительством в рамках национальных проектов выплаты «материнского капитала», повышения детских пособий и иные меры экономического характера способны лишь ненамного улучшить ситуацию, сведя ежегодные потери постоянного населения РФ в лучшем случае до 300-400 тысяч человек.
Конечно, это намного лучше, чем прежние 700-800 тысяч убытка, но проблему вымирания страны ни в коей мере не решает.
«Что нам остается? – спрашивает один из ведущих российских демографов, директор Центра демографии и экологии человека РАН Анатолий Вишневский. – Остается такой источник замещения, как миграция. Она выходит на первый план не только потому, что растет потребность России, да и других европейских стран, в рабочей силе, но и потому, что нарастает миграционное давление со стороны «третьего мира», где, напротив, наблюдается избыток населения. Но если в отношении смертности и рождаемости у нас есть, по крайней мере, понимание того, чего мы хотим: чтобы смертность снизилась, чтобы рождаемость повысилась – то в отношении миграции правительство никак не может определиться. В результате получается невнятность и метания из одной стороны в другую. То мы либерализуем миграционное законодательство, то, наоборот, «закручиваем гайки». Поэтому, в конце концов, оказываемся неподготовленными к тем реальным проблемам, которые здесь возникают».
«Миграция – это и источник пополнения рабочей силы, и в определенной степени решение демографических проблем, – солидаризуется с этим мнением экс-министр РФ по делам национальностей и федеративным отношениям Вячеслав Михайлов. – Но с самого начала на этих людей, мигрантов, смотрели как на способ нажить капитал. Причем абсолютно все без исключения. И те, кто приглашал их на работу, и те, которые должны были следить за этим процессом, – то есть и работодатели, и правоохранительные органы».
Статус мигранта в Российской Федерации сегодня фактически не определен, соответствующего закона нет. Все решается на уровне ведомственных и региональных подзаконных актов, а также исходящей из них «правоприменительной практики». Причем это касается не только иммиграции в Россию из третьих стран через «дырявые» границы СНГ, но и внутренней миграции. Скажем, из демографически «избыточных» регионов Северного Кавказа в «тающие» регионы Северной и Центральной России, где местное население – не без оснований – воспринимает «кавказских» мигрантов не только как чуждый, но и прямо враждебный контингент.
Пресловутая Кондопога в этом отношении – только верхушка конфликтного айсберга. Такие «кондопоги» могут в любой момент вспыхнуть в сотнях населенных пунктов Российской Федерации, не исключая даже Москву.
Отказ от прошлой советской идеологии, худо-бедно объединявшей разные по культурно-историческим традициям этносы, не сопровождался становлением какой-то новой общероссийской идентичности. И в этих условиях, усугубленных «рыночными реформами», любые социальные противоречия практически неизбежно приобретали формы межэтнического конфликта.
До сих пор на «миграционном» поле власти играют то в шашки, то в «поддавки» – в зависимости от позиции на доске. По временным и малопонятным правилам. Что само по себе крайне рискованно. Нынешняя ситуация в стране подводит к тому, что всерьез и вплотную заниматься проблемами миграции нужно уже сегодня – завтра эта игра в «непонятки» станет игрой с открытым огнём.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter