О картине Виталия Цвирко «Каложа»

Мгновения вечности

Мастерская народного художника Беларуси Виталия Цвирко одно время была на улице Первомайской, на самом последнем этаже. Рядом работали тогда молодые художницы Зоя Литвинова и Светлана Каткова. К прославленному соседу они относились с почтением. Мэтр иногда заглядывал к ним. Проходил по мастерской, улыбался, смотрел, как они трудятся. Советов никогда не давал, но неизменно, насвистывая какую-нибудь легкую опереточную мелодию, произносил: “Да... Тяжелое это дело — искусство!” И покидал озадаченных художниц с улыбкой.

Фото представлено НХМ Беларуси

Таким он и был. Вроде бы легок, беспечен, но и серьезен. Работал очень много и быстро. Часто, не обращая внимания на погоду, выезжал на природу и самозабвенно писал. Мог за один день сделать несколько законченных пейзажей. Его работы почти всегда монументальны, но не тяжеловесны, кажутся написанными за один сеанс. Однако зрителям по большому счету все едино — год ли трудился мастер над холстом или написал картину за несколько дней. Важен результат.

Обрел свою манеру Виталий Цвирко не сразу. Были традиционные многофигурные картины, посвященные истории, войне. Эти полотна не сильно отличались от работ его современников и товарищей. Они литературны, назидательны, подробны и всегда сюжетны. Но потом что-то случилось, словно у художника широко открылись глаза и появилась возможность дышать полной грудью. Он увидел, почувствовал Беларусь и стал писать ни на кого не оглядываясь.

Все зрелые работы Виталия Цвирко написаны свободно, быстро и легко. Они узнаваемы, эффектны и запоминаются с первого взгляда. Кажется, что работать так для художника — радостное развлечение и великое удовольствие.

В собрании нашего художественного музея огромное количество работ мастера (более сотни). Великолепная коллекция, но в постоянной экспозиции всего несколько холстов. Правда, и они дают полное представление о масштабе таланта, мастерстве и направлении поисков художника. Выбрать из такого огромного количества самое лучшее и выразительное полотно довольно сложно. Каждая работа по-своему интересна и хороша. Сегодня на страницах “НГ” его творчество представляет пейзаж “Каложа” (1969 год). Это типичная по манере письма работа зрелого мастера. В ней все его открытия и откровения.

Кто бывал в Гродно — видел Неман и древний храм на его высоком берегу.

Осень, темная земля, серебристое небо, деревья, церковь. Пейзаж дышит, живет... Вроде бы и сделано все просто, ни одного лишнего мазка, ни одной отвлекающей от главного детали, но все показано. И полыхающая осень, и скорая зима, и тысячи предыдущих зим и весен. Вечная картина! Так было, так есть и будет всегда. Поколения людей будут приходить, уходить, а этот пейзаж останется неизменным.

Виталий Цвирко — художник уникальный, наиболее ярко и полно проявившийся в монументальных пейзажах и натюрмортах. Он смог написать белорусскую природу так, как до него не писал никто.

ladzimir@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter