Международные итоги 2017 года. Тенденции и прогнозы

В конце года подводят итоги и строят планы на будущее. В международной жизни, так же как и в обычной, это важно для того, чтобы быть активным участником грядущих событий, а не пассивным созерцателем. Мы выделили основные тенденции, направления, куда мы с вами движемся в этом быстроменяющемся мире.

"Объединители" и "разъединители" Европы

В ответ на брексит и каталонский сепаратизм Германия предложила концепцию "Европы разных скоростей". Она предполагает, что каждая страна вправе самостоятельно, ориентируясь на национальные интересы, определять степень своей интеграции. Затем новый президент Франции Эмануэль Макрон выступил в роли объединителя и предложил свой план реформы Евросоюза. С другой стороны, евроскептики настаивают на укреплении суверенитета и недопустимости деления Европы на государства первого и второго сорта. В этом контексте Беларусь поддерживает идею сплоченной Европы, девизом нашего председательства в ЦЕИ стало продвижение "Совместимость в Большой Европе". Эту позицию Беларуси высоко оценил глава МИД Германии Зигмар Габриэль во время своего визита в Минск.


Цифровая экономика: выигрывает тот, кто впереди

Самыми громкими темами этого года стали криптовалюты (взлет биткоина) и блокчейн, которые уже нельзя не учитывать в экономике. Цифровые технологии меняют финансовый сектор и саму структуру современной экономики. Так что цифра - это не только про IT-технологии, это про весь наш будущий уклад жизни и производства. Передовые государства уже перешли от информационного общества к цифровизации экономики.

В стремительно развивающемся Китае на цифровую экономику уже приходится 30% ВВП, а лидирует в этом направлении США. В отчете ООН за 2017 год цифровое неравенство названо одной из главных мировых проблем, связанных с развитием технологий. Мир вступил в гонку "цифровизаций" - выигрывает тот, кто опережает. В Беларуси динамично развивается IT-сектор, а в следующем году эта сфера может стать драйвером всей национальной экономики. Президент объявил курс на создание IT-страны. Уже подписан Декрет "О развитии цифровой экономики", который завершает пакет документов по либерализации бизнеса.


Перспективные рынки: где искать?

В 2014 - 2016 падение цен на нефть вызвало новый экономический спад и повлияло на перераспределение рынков в мире. Появилась необходимость искать новых партнеров, осваивать незнакомые рынки. Беларусь разработала стратегию диверсификации экспорта на трех направления - ЕАЭС, Евросоюз и страны "дальней дуги". И если посмотреть данные по внешней торговле за год, то белорусский экспорт значительно вырос именно в Африканский регион и страны Юго-Восточной Азии. Кстати, в этом году вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС, а взаимный товарооборот двух стран вырос на четверть.


По оценкам ООН, за последние 6 лет глобальный экономический рост стал самым высоким - 3 процента. На фоне восстановления мировой экономики интенсивнее растут и рынки развивающихся стран. А для экспорта продовольствия одним из самых перспективных партнеров становится Китай. Беларусь уже поставляет в Поднебесную мясную и молочную продукцию.

В начале года вступило в силу крупное соглашение ВТО о либерализации глобальной торговли. В него входит упрощение таможенных формальностей, расширение помощи развивающимся странам и облегчение доступа к мировым рынкам для бедных стран. В 2018 году Беларусь продолжит переговоры о присоединении к ВТО.

Безопасность: куда перетекают риски?

Мы весь год следили за ситуацией на Ближнем Востоке, где сосредоточены силы террористов. И вот 11 декабря Россия официально завершила военную операцию по уничтожению террористов "Исламского государства" в Сирии. Правда, эксперты не торопятся с оптимистичными прогнозами. Есть версия, что после поражения в Сирии и Ираке международные террористические организации уходят за пределы Ближнего Востока - в страны Средней Азии, а затем и в Европу, то есть все ближе подбираются и к нашим границам. Все большую опасность представляет "автономный джихад", исполнителями которого становятся завербованные террористы-одиночки. А значит, главная задача для каждого государства - отследить все пути вербовки граждан в запрещенные организации. Как правило, это происходит через усиление контроля за обменом информацией в интернете.


Еще один вызов безопасности, который таит не только "всемирная паутина", но и в целом компьютерные технологии, - кибератаки. По сути, в современном мире не обязательно даже пересекать границу государства, чтобы вломиться на его территорию, пусть и информационную. А при цифровой экономике кибербезопасность и вовсе становится основной заботой государства и бизнеса. В этом году эта тема обсуждалась и на саммите "Восточного партнерства", и на заседании ПА ЦЕИ в Минске, и во время выступления Александра Лукашенко на съезде ученых. Безусловно, в мире существуют и другие угрозы, но, к счастью, Беларусь они обходят стороной.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Кандидат исторических наук Игорь АВЛАСЕНКО:

- Сейчас интенсивность гражданской войны в Сирии существенно снизилась, но о полном урегулировании конфликта говорить не приходится. Не сняты противоречия между правительством Башара Асада и оппозиционными силами, не решен курдский вопрос, не окончено вмешательство внешних сил. Поэтому дальнейшая судьба Сирии напрямую зависит от успеха переговорного процесса, который проходит и будет проходить в грядущем году при содействии России, Турции и Ирана.

Важно и другое. Радикальные исламистские группировки, практикующие террористические акты, есть во многих странах мусульманского мира и даже за его пределами. Но их активность значительно ниже в тех регионах, где существуют устойчивые государственные институты. Поэтому главная опасность для современного мира исходит от так называемых "слабых" или "несостоявшихся" государств, которые характеризуются слабостью политических институтов, гражданского общества. Именно такие страны становятся рассадниками терроризма. Прежде всего в этом ряду я бы упомянул Ливию, Афганистан и Йемен.

Многие выражают опасения, что новым оплотом террористических организаций может стать Средняя Азия (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан). В самом деле конфликтогенный потенциал в этом регионе высок. Однако сдерживающее влияние оказывает тот факт, что ряд среднеазиатских государств входит в военно-политические организации - ОДКБ и ШОС. Россия и Китай не заинтересованы в том, чтобы зона нестабильности охватила Среднюю Азию. В случае необходимости они окажут помощь, чтобы не допустить дестабилизации ситуации.

Вообще, мир в последние годы стал более конфликтогенным. Это не случайно: международная и внутриполитическая жизнь становится все более разнообразной и сложной. В мировой политике появляются все новые игроки: террористические группировки, транснациональные корпорации, религиозные движения и многие другие. Особую роль в эскалации напряженности отыгрывает прямое и косвенное вмешательство внешних игроков. Конфликты в Сирии, Йемене, Украине - самые яркие тому примеры. В такой ситуации особенно важное значение приобретает предсказуемость внешней политики государства.

Налоги должны платить все

Уходящий год запомнится новым офшорным скандалом. "Райское досье" раскрыло секреты влиятельных чиновников и бизнесменов со всего мира. Хотя в некоторых случаях уводить свои капиталы через офшоры - вполне легально, все же скрытые миллионы ушли из национальных экономик. Насколько это честно, когда зарабатывают в одной стране, а налоги платят в другой?


Недавно Европейский совет внес 17 стран в "черный список" офшоров из-за несоответствия налоговой и финансовой прозрачности. Эти государства не выполняют требования плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), который становится чем-то вроде глобального налогового инспектора. По этому плану принимаются меры для контроля за налогообложением, он учитывает деятельность международных корпораций, иностранных компаний, особенности цифровой экономики. Главное, что эта инициатива исключает различные способы ухода от налогов. В BEPS уже участвует более 70 стран, ожидается, что в ближайшие несколько лет к ним присоединится и Беларусь.

Если кратко резюмировать, то и офшорные скандалы, и мировая политика за налоговую прозрачность несут одну главную мысль, что налоги должны платить все, независимо от статуса и положения. Это же основной финансовый ресурс государства, то есть деньги на образование, медицину, культуру и так далее. С этой идеей и разрабатывался в Беларуси Декрет # 3. С учетом предыдущих ошибок документ доработали, и сейчас он направлен на стимулирование занятости. А если человек все же может позволить себе не работать, то виды услуг, которые дотируются государством, он будет платить в полном объеме.

zdan@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter