Источник: Знамя юности
Знамя юности

Рядом, но не вместе. Что такое коворкинг?

Между офисом и фрилансом

С появлением высокоскоростного интернета сотни айтишников, дизайнеров, журналистов, уставших от ранних подъемов и долгой дороги до офиса, ушли на фриланс. Но через пару лет многие разочаровались: оказывается, в домашней обстановке не так-то просто писать код или материал – то поесть хочется, то пропылесосить. Так и появились коворкинги (от англ. сo-working, что значит «совместная работа») – пространства, где специалисты разных профилей трудятся рядом, но каждый над своим проектом. За энную сумму коворкер получает «посадочное место» и интернет, иногда – бесплатный кофе и доступ к печатной станции. Есть такие места и у нас. Заглянем в гости?



Работать из дома умеют не все

Приглушенный свет подвесных ламп, десятки столов и бесчисленное количество розеток. На заднем фоне мерно гудит кофемашина, какой-то парень вполголоса обсуждает по скайпу рабочие моменты с заказчиком… Таким встретил нас один из самых «древних» минских коворкингов с интригующим названием «Кто такой Джон Голт?». 

По сути коворкинг – это аренда рабочего места на пару часов, день, месяц, проводит ликбез директор Вячеслав Жук:

Не все хотят снимать офис. Во-первых, это дорого и не всегда целесообразно, особенно если вы работаете в одиночку или командой из двух-трех человек. А во-вторых, сразу возникают тысячи организационных моментов: нужно найти уборщицу, не забывать вовремя оплачивать аренду, коммуналку. Многие просто не хотят забивать себе голову подобными вещами. Конечно, можно трудиться дома, но этот вариант тоже подходит не всем – нужен очень высокий уровень самодисциплины. Кроме того, когда ты спишь, ешь, работаешь и принимаешь гостей в одном и том же помещении, это угнетает. Для психологического комфорта «картинки» следует менять.

У коворкинга есть своя сезонность, замечает Вячеслав: самые напряженные дни – вторник, среда и четверг. В понедельник и пятницу людей ощутимо меньше: кто-то не смог заставить себя выйти на работу после активных выходных, а кто-то, наоборот, решил «подзабить» на дела в предвкушении уикенда. Около 80 процентов клиентов – айтишники, есть и фотографы, переводчики, пред­­приниматели. Ограничения по профессиям нет – главное, чтобы она была «тихой». Вячеславу порой приходится отказывать ребятам, чья работа предполагает большое количество звонков:

– Представьте, что вы пишете материал, а рядом человек целый день продает по телефону офисную бумагу, наговаривая один и тот же текст. Мало кто выдержит такое соседство.

А полочки не хватает

Средний ценник аренды рабочего места в Минске – пять рублей в час, в регионе – от трех. Большинство коворкингов предусматривают «плюшки» для клиентов: где-то разрешают закрепить за собой любимые стол и кресло, где-то предлагают полистать свежую деловую прессу, выпить бесплатный кофе или поиграть в настолки и приставку, если устал.


Переводчик Сергей Лукьянов, один из завсегдатаев коворкинга, в приставку не играет, предпочитает использовать время максимально продуктивно:

– Дома трудиться не могу – не рабочая обстановка. Сюда прихожу уже три года, обычно по будням, но иногда могу заглянуть и в выходные. Один из главных плюсов коворкинга – возможность переключаться. Каждый день ты встречаешь новых людей, выбираешь новые стол и кресло – нет ощущения уютного застоявшегося болотца, где все привычно и предсказуемо. 

Больше всего Сергей любит стоячее рабочее место («трудиться на ногах полезно для позвоночника»), но сегодня оно оказалось занято, поэтому пришлось довольствоваться обычным столом.

– Единственное, чего мне не хватает, так это личного пространства. Например, я бы с радостью завел персональную полку, где можно было бы оставлять словари. Но пока приходится каждый раз возить их с собой.


Родители думают, что это такой офис

В другом углу привычно обмениваются колкостями два брата – Андрей и Александр Карпенко. Ребята – тренеры по продажам: обучают, как увеличивать количество сделок, эффективно проводить переговоры и прочим бизнес-премудростям. Между встречами с заказчиками братья работают на коворкинге: готовят для клиентов предложения, продумывают стратегии, администрируют свой сайт:

– Сначала мы работали в офисе, потом ютились по кафе. Но там, чтобы вам не указали на дверь, нужно постоянно что-нибудь заказывать, хотя бы кофе. Подсчитали, что на коворкинге работать выгоднее – при этом здесь тихо, хорошая рабочая обстановка, а кофе можно пить бесплатно. Наши родители до сих пор уверены, что мы трудимся в офисе. И мы их не разубеждаем – уж больно сложно объяснять, как все обстоит на самом деле.

Фиксированного свода правил у коворкеров нет. Но общечеловеческие никто не отменял.

– Стараемся не ругаться, не кричать и не мешать другим, – перечисляет Александр Карпенко.

Кровать для программиста

Сергей Саенко
работает цвето­корректором в российском фотосалоне, живет то в Москве, то в Минске, то в деревне у отца в Брестской области. Для людей с таким же кочевым образом жизни коворкинг – оптимальный вариант:

– Как-то я приехал в Минск, заселился в хостел, но работать там не смог – слишком много людей, сложно сосредоточиться. Так попал на коворкинг и в итоге прижился. Если дела приводят меня в Минск, всегда работаю здесь.

В ближайшие годы подобных центров станет больше, прогнозирует директор пространства «Кто такой Джон Голт?» Вячеслав Жук:

– На такую форму работы постепенно стали переходить даже крупные компании. Например, «Букинг» (крупнейший в мире сервис по бронированию жилья) тоже работает на коворкинге. Иногда в подобных пространствах предусматривают даже спальные места, чтобы, например, команда программистов могла собраться на несколько дней или недель, сделать проект и разойтись. Так что есть вероятность, что, заглянув к нам лет через пять, вы обнаружите здесь двухъ­ярусные кровати.

Могилев: коворкинг в тайм-кафе «Небо»

Сколько стоит: шесть рублей за вход, время пребывания не ограничено. Абонемент на месяц – 81 рубль.

«Плюшки»: удобное расположение. Есть зона кухни с микроволновкой и холодильником (можно разогреть ссобойку).

Гомель: коворкинг-центр «Доверие»

Сколько стоит: три рубля в час, абонемент на месяц – 50 рублей.

«Плюшки»: можно арендовать не только рабочее место, но и ноутбук, бесплатно распечатать документы. Так как коворкинг находится на базе Инкубатора малого предпринимательства, в распоряжении клиентов – вся нормативно-правовая база. Например, можно полистать Гражданский кодекс.

Гродно: коворкинг при Гродненской областной научно-технической библиотеке

Сколько стоит: 60 копеек в час.

«Плюшки»: удобное расположение недалеко от центра, уютный и укромный зал, где одновременно могут работать семь человек.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter