Когда в космосе нет места чувствам и эмоциям

Между «Наукой» и «Причалом» посадка на Землю

Буквально на днях мой муж на своих страничках в соцсетях разместил фото, подписав его: «Немного необычный и новый для нас вид на Международную космическую станцию». Действительно, рядом с Олеговым «Союзом» вместо привычного грузовика «Прогресс» виден недавно пристыкованный многофункциональный лабораторный модуль «Наука». Всю прошлую неделю Олег с Петром Дубровым потихоньку разгружали его. На борту МЛМ было доставлено на орбиту большое количество полезной нагрузки как для нашего сегмента, так и для партнеров.

Корабль «Союз МС-18» и модуль «Наука».

Весь мир, затаив дыхание, следил за запуском, полетом и стыковкой нашей «Науки». Пришлось изрядно поволноваться. Причем почти на всех этапах. Особенно когда произошло нештатное включение двигателей и станцию закрутило. Сразу после стыковки я отправила мужу письмо по электронной почте — поздравила с удачной стыковкой и прикрепила несколько фото, которые сделала в процессе, когда смотрела прямую трансляцию происходящего. И буквально через три часа — нештатка.

У меня позже журналисты спрашивали, не рассказывал ли мне Олег, что он чувствовал в момент несанкционированного включения двигателей. Честно призналась, что нет. Почему? Попробую объяснить. Я не просто много пишу на тему космонавтики и часто беру интервью у ребят, но и знаю этот мир, так сказать, изнутри. Уверена на миллион процентов, что все наши космонавты профессионалы с большой буквы. И в нештатных ситуациях, а это была серьезная нештатка, они действуют четко, грамотно, быстро. И здесь совершенно нет места чувствам и эмоциям. Вполне возможно, что позднее, когда все уже завершилось, они о чем-то и позволили себе подумать. Но уж точно не тогда, когда все случилось.

Но на тот момент они действовали согласно бортдокументации, указаниям с Земли и имеющимся у них знаниям и опыту. Я не уверена (но могу и ошибаться), что именно эта нештатка отрабатывалась ими в процессе подготовки к полету. Хотя, насколько я знаю, экипаж изучает все возможные аварийные ситуации. Но в любом случае и экипаж, и Земля сработали на отлично!

Кстати, Олег пообещал сразу же, как только разгрузочные работы завершатся, провести подробную экскурсию по модулю. Пока он только выкладывал коротенький обзорный ролик, снятый сразу после того, как они с Петром «зашли» в «Науку». У них уже началась подготовка к двум выходам в открытый космос, которые запланированы на 2 и 8 сентября. Работы нашим ребятам предстоит очень много. Всего же для окончательной интеграции «Науки» в состав МКС потребуется около полугода и, по имеющейся на данный момент официальной информации, порядка десяти выходов. Петр Дубров, которому после возвращения Олега на Землю предстоит остаться работать на орбите, вместе с Антоном Шкаплеровым (он должен прилететь 5 октября) будет работать на внешней поверхности станции.

Планируется, что после полного ввода МЛМ в эксплуатацию «наш сегмент получит дополнительные объемы для обустройства рабочих мест и хранения грузов, размещения аппаратуры для регенерации воды и кислорода». Кроме того, в «Науке» есть еще одна, третья, каюта (теперь на российском сегменте одновременно сможет находиться трое космонавтов), а также дополнительный санузел. А первым, кому придется поселиться в новой каюте, скорее всего, станет кто-то из членов экипажа Антона Шкаплерова.

Кстати, в новой каюте нет окна, вернее, иллюминатора. И это грустно. Представляете, как это здорово — полюбоваться на Землю перед сном! Хотя не уверена, что у космонавтов бывает это самое свободное время. Зато в самом модуле есть большой иллюминатор и его стекло «сделано таким образом, что позволяет фотографировать фотоаппаратом с любым фокусом — и с большим, и с малым».

А еще «Наука» оснащена европейским манипулятором, который позволит выполнять некоторые работы, не выходя в открытый космос. Например, можно будет снять аппаратуру с внешней поверхности станции и перенести ее в шлюзовую камеру. А экипаж уже оттуда заберет ее. Кстати, глава NASA Билл Нельсон заявил недавно, что «Наука» и европейский робот-манипулятор помогут совершить еще больше открытий, ценных как для жизни на Земле, так и для продвижения в космос и на Марс».

В новом модуле планируется проводить различные эксперименты. Я прочитала недавно об одном долгожданном эксперименте под названием «Перепел». А вот экспериментов с грызунами и другими животными вроде пока не планируется.

А еще на российский сегмент в ближайшее время будет доставлена оранжерея. Для начала начнут выращивать пекинскую капусту, в будущем — бобовые и злаковые культуры, а также карликовые томаты. А еще салат, в «промышленных масштабах».

Кстати, во время второго Олегова полета Пегги Уитсон выращивала на орбите листья салата, а когда собрала урожай, то всех угостила. Олег тогда сказал мне, что было невероятно вкусно. Даже не сомневаюсь! Представляю, как они там соскучились по зелени.

А на 24 ноября планируется запуск узлового модуля «Причал», который будет пристыкован к «Науке». Таким образом, российский сегмент МКС расширится не только по объему, но и по функционалу. Правда, принимать «Причал» вместе с Петром Дубровым будет уже Антон Шкаплеров. Приземление же Олега с участниками проекта «Вызов» предварительно намечено на 17 октября. Если все пойдет по плану...
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter