Как сегодня выглядят олимпийские объекты в Рио-де-Жанейро-2016

Между Минском и Рио

У Олимпиады, равно как и у разыгрываемых там медалей, две стороны. О том, что любой масштабный спортивный турнир — это не только праздник, имиджевые бонусы, национальный подъем и даже иногда доходы, но и Эверест проблем для организаторов, говорилось много. Краеугольным камнем всегда была инфраструктура. В программе летних Игр 33 вида спорта, и каждый необходимо провести на мировом уровне: со зрителями, телевидением и прочими важными деталями. Нужны огромные стадионы, бассейны, спортивные залы. Чаще всего значительную часть таких объектов приходится реконструировать или строить специально. Космические суммы! И если не подойти к делу рачительно и с умом (как, например, проведение II Европейских игр в Минске), то в подавляющем большинстве случаев все это — невозвратные расходы.

Один из популярных российских блогеров, будучи недавно в Бразилии, заглянул и туда, где всего четыре года назад гремел настоящий спортивный карнавал — Олимпиада в Рио — 2016. Увиденное заставило задуматься и провести параллели с Минском.

«Парк атлетов» в Рио так и не появился.
varlamov.ru

Олимпийская деревня в Рио — выстроенный на берегу специально к Олимпиаде комплекс высоток. Сегодня это один из единичных объектов Игр, в котором теплится жизнь и который не похож на декорации к фильмам-катастрофам. Там живут люди, правда, все работы по развитию и благоустройству этого кластера остановились в тот момент, когда в Рио погас олимпийский огонь. Парк атлетов, который должен был расположиться на переднем плане фото и стать по замыслу архитекторов центром культурной жизни этого района бразильской столицы, так и остался неухоженным и ветшающим из года в год пустырем.

В Минске более 4000 атлетов жили в студенческой деревне. Попросить ее постоянных обитателей на какое-то время потесниться и вернуться обратно в отремонтированные комнаты оказалось куда рациональнее и стратегически правильнее, нежели возводить за кольцевой «олимпийский» комплекс и думать, как позже интегрировать его в жизнь города. К тому же от наших Игр остался еще и внушительный бонус: два полуцилиндра возведенной к Играм столовой менее чем за год перепрофилировали, как и задумывалось, в спортивный центр для жителей района.

Столовая для участников II Европейских игр стала спорткомплексом.
Фото Владимира Шлапака

Отдельная печальная история олимпийского наследия Рио — теннисный стадион. Спорт, для которого бразильский климат — настоящая находка. Казалось бы, желающих играть, тренироваться или смотреть за соревнованиями должно быть в избытке. Даже в Беларуси найти свободный корт — настоящий квест. Но заполнявшийся до отказа в дни Игр и построенный специально для их проведения объект сегодня представляет собой жалкое зрелище. Из разряда — лучше один раз увидеть. И понять, что для проведения здесь даже любительских теннисных матчей нужно вновь делать серьезный ремонт. Который, похоже, никому не нужен. Принимавшую соревнования по гандболу и волейболу «Арену будущего» собирались разобрать и использовать для возведения нескольких спортивных школ в разных штатах страны. Увы, после Олимпиады об этих планах предсказуемо никто не вспомнил, и комплекс нынче постепенно разрушается в Олимпийском парке.

Теннисный центр Олимпиады-2016 оказался не нужен.
varlamov.ru

«Арену будущего» хотели разобрать. Но бросили.
varlamov.ru

В Минске стройки также были. Кроме стадиона «Динамо», благодаря II Европейским играм был, например, запущен давно считавшийся долгостроем спорткомплекс училища олимпийского резерва. Соревнований в дни Игр там не проходило: площадка считалась резервной. Но КПД вложенных в нее средств оказался высок. Сегодня, кроме, собственно, учащихся УОРа, здесь тренируются и играют баскетбольные сборные, а в минувшем месяце чемпионат страны провели каратисты.

Аналогичная история с возведенным к Играм новым зданием РНПЦ спорта и реконструкцией тира имени маршала Тимошенко. Оба комплекса оказались весьма востребованными и после того, как все участники Игр отправились домой.

Реконструированный стадион «Динамо» стал главной спортивной ареной страны.
Фото Владимира Шлапака

Главный кластер Игр в Рио. Олимпийский парк. Центр жизни. Место проведения самых ярких ивентов и визитка Олимпиады. Здесь, прогуливаясь по широкой площади, можно было запросто встретить, например, баскетболиста Клея Томпсона (они играли аккурат в одном из этих зданий), Рафаэля Надаля или Макса Мирного, гимнастов, велосипедистов, представителей единоборств и еще тысячи и тысячи тех, кто просто заглянул сюда за атмосферой уникального события. Сегодня от былого великолепия остались лишь воспоминания. У организаторов были амбициозные планы превращения Олимпийского парка в место проведения различных спортивных и культурных активностей. Площадку, куда бразильцы будут приходить семьями, где сможет развернуться бизнес. Сегодня работают лишь велодром (эпизодически), зал гимнастики да универсальный спорткомплекс, в дни Игр принимавший баскетбольные матчи. Он время от времени используется для проведения соревнований киберспортсменов.

В Минске центра притяжения у Игр не было. Все активности были распределены между уже существующими объектами. Выделить можно разве что стадион «Динамо». Реконструированный как раз к II Европейским играм, он только за прошлый год успел принять легкоатлетический матч Европа — США, чемпионат страны, несколько футбольных матчей, попутно предлагая минчанам уйму различных активностей — от парковки и скалодрома до активностей в окружающем его парке.

Главный медиацентр. Вокруг него в дни Игр развернулся огромный телевизионный город. Стояли транслирующие станции, днем и ночью бурлила жизнь. С просторной площадки каждую минуту отправлялись автобусы-шаттлы в различные кластеры Олимпиады. Из медиацентра предполагалось сделать бизнес-центр, вокруг которого должен был раскинуться парк с кафе и различными зонами активности. Реалии — на снимке. Парковки, площадки, мостики и даже оставшиеся на своем месте с 2016 года шатры, в которых досмотр осуществляли представители службы безопасности, оказались никому не нужными.

Огромные площади вокруг олимпийского медиацентра пустуют.
varlamov.ru

Во время II Европейских игр медиацентр — уникальная для проведения подобных событий история — не строили. Для работы телевидения отдали футбольный манеж, остальная пишущая и фотографирующая армия, как оказалось, смогла достаточно комфортно чувствовать себя на главной арене Игр — стадионе «Динамо». Никто не жаловался, а рациональность решения отмечали даже делегаты Европейского олимпийского комитета.

К слову, на белорусский опыт представители ЕОК любят ссылаться и при обсуждении запланированных на 2023 год III Европейских игр. Их, напомним, принимает польский Краков, и местные жители, равно как и устроители скорой Олимпиады в Токио, требуют от устроителей, чтобы праздник спорта оказался не только эффектным, но и эффективным. Это — новые реалии и новые правила, следование которым, особенно после окончания паузы на период пандемии коронавируса, с большой долей вероятности окажется для олимпийского движения вопросом выживания. И, судя по всему, белорусский пример для организаторов предстоящих топ-соревнований по всему миру может быть весьма полезен.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter