Гомельский спектакль «Метод» стал победителем Национальной театральной премии в номинации «Лучший спектакль драмы в малой форме»

Методом шика, или Не выходи из комнаты...

На прошедшей Национальной театральной премии в номинации «Лучший спектакль драмы в малой форме» соревновалось много достойных спектаклей. Эстетский «Смех в темноте» режиссера Саулюса Варнаса, покинувшего с наступлением нового, 2019 года, к огорчению его поклонников, пост главного режиссера Могилевского драматического театра. Оригинальный «Человек из Подольска» в Молодежном театре в постановке Дмитрия Богославского по пьесе Дмитрия Данилова, получившего за эту работу «Золотую маску». Минскую версию своей пьесы сам автор назвал одной из лучших. Эта абсурдистско-ироническая пьеса сейчас, как пишет продвинутая критика, «пожаром идет по России». Только в Санкт-Петербурге ее поставили почти одновременно сразу два театра: приезжавший недавно в Минск «Приют комедианта» и Театр на Литейном. В Москве можно увидеть три сценических варианта «Человека...». Тем не менее сердце жюри национальной премии не дрогнуло. Был и нервный, герметичный «Опиум», семейная драма режиссера Александра Марченко по пьесе Виталия Королева. Но лучшим в малой форме признали спектакль Гомельского городского молодежного театра «Метод» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Грёнхольма». Режиссером выступил Виталь Кравченко. В ней много юмора, неожиданных поворотов. Жанр обозначен как психологический триллер, но главное напряжение здесь связано не с убийством и подозрением, а с насилием психологическим. Уж слишком изощренно проходит тут собеседование на работу в крупной фирме. Но четыре главных героя, кажется, готовы на все, чтобы получить место под солнцем. Выйти из комнаты нельзя, иначе проиграешь. Еще Бродский писал: «Не выходи из комнаты...» Правда, писал по другому поводу, но не важно. 

Фото newsgomel.by

Пьеса «Метод Грёнхольма» в свое время «пожаром прошлась» по всей Европе. Есть точный и подробный фильм по пьесе, успешный спектакль в Театре наций. Спектакль иронизирует над нашей тотальной увлеченностью различным психологическим тестированием и современными методиками. Ведь сегодня куда ни плюнь, обязательно попадешь в коуча. Куда ни зайди — окажешься на тренинге личностного роста. Все ли средства хороши в достижении успеха — тема не новая, но у Гальсерана есть несколько поворотных пунктов, которые выводят эту вещь из категории интеллектуального фастфуда и приближают к высокой драматургии. Как и подобает в напряженном триллере, тут неожиданный финал, который переворачивает все произошедшее с ног на голову. Одно из самых сильных мест спектакля — психологическая дуэль Фернандо и Мерседес, сцена ближе к финалу. Герои бродят, как хищные звери в клетке, не знаешь, чего от них ждать. Симпатизируешь по-своему каждому и примеряешь на себя предлагаемые обстоятельства. На какой бы минуте и после какого испытания вышел бы из комнаты? Когда бы крикнул: «Долой офисное рабство!» и крикнул ли? Пьеса вышла в 2003 году, и с тех пор градус безумия в обществе потребления только вырос. У Гальсерана и других авторов появилось немало новых поводов для горьких шуток.

Режиссер Виталь Кравченко в «Методе» позволил молодым актерам гомельской труппы проявить свои лучшие качества. Видно, что спектакль, показанный когда-то и на форуме «M.@rt.контакт» в Могилеве, сегодня только набрал эмоциональной зрелости. За что и получил заслуженную награду на Национальной театральной премии. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: не бывает малых форм, бывают только малые впечатления.

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter