Метаморфозы Падзерского

Горецкий парфюмер изобрел крем, прославивший его на весь мир

Горецкий парфюмер изобрел крем, прославивший его на весь мир


Пройти равнодушно мимо старого здания из красного кирпича, расположившегося в центре Горок, невозможно. Взгляд обязательно остановится на белых колоннах, обрамляющих окна и вход на крыльцо, балюстрадах. О том, что здание, возведенное в конце XIX — начале XX века, является историко–культурной ценностью, свидетельствует табличка на входе. Однако мало кто знает, что еще больший интерес для потомков представляет судьба бывшего владельца пустующего ныне «красного дома». Этот человек когда–то прославил небольшой городок на весь мир... Возможно, вскоре информационный пробел будет ликвидирован. По словам заместителя председателя Горецкого райисполкома Натальи Корнеевой, историческое здание собираются передать местному историко–этнографическому музею. Значит, оно снова оживет. И пришедшие сюда на экскурсию жители и гости Горок узнают много нового об истории этого края и, конечно же, о бывшем хозяине дома.


Правда, информации о Казимире Падзерском в местном районном историко–этнографическом музее немного. Но и она не оставляет равнодушными ни сотрудников, ни обывателей, впервые зашедших в музей. Еще бы! В далеком 1900 году их земляк был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за изобретенный им... крем против веснушек.


— Перед тем как отправиться на выставку, Падзерский, чья мастерская размещалась в сохранившемся кирпичном здании, свел веснушки с половины лица одного местного паренька. С таким лицом — наполовину чистым, наполовину конопатым — повез его за границу, — проводит для меня экскурсию в прошлое директор музея Светлана Скоромная. — Кремом тут же заинтересовались, а впоследствии он имел оглушительный успех.


Как позже напишет в своих воспоминаниях российский журналист, писатель, узник ГУЛАГа Лев Разгон, родившийся и выросший в Горках, «читатели русских газет и журналов начала нашего века на всю жизнь, наверное, запомнили... название «Крем Казими–метаморфоза». На каждой последней странице большинства газет и журналов — от «Вестника Европы» до «Сатирикона» — среди объявлений и реклам обязательно бросались в глаза эти слова над изображением бассейна, в котором резвились полуобнаженные одалискообразные женщины и мужчина, лицо которого было аккуратно разделено пополам. Одна половина блистала свежестью и чистотой, другая — от множества веснушек — напоминала кукушечье яйцо. Это была реклама крема, «единственного крема, удаляющего веснушки на лице и руках», как гордо сообщало объявление. То ли крем действительно был «единственным», то ли реклама его была мастерски поставлена, но крем «Казими–метаморфоза» был чрезвычайно популярен в предреволюционной России».


О чудодейственном креме Разгон знал не понаслышке. В кустарных мастерских Падзерского работал его отец: «У моего старшего брата Соли — хранителя семейных реликвий и фотографий — был старый фотографический снимок: на нем — все, кто делали крем «Казими–метаморфоза». В центре в окружении мастеров и наиболее приближенных рабочих сидит сам Казимир Падзерский. Поодаль от него сидят и стоят рабочие победней. Среди них — отец: молодой, с закрученными усами, с ясными, живыми глазами за стеклами очков, в грубом брезентовом фартуке. Место его на фотографии довольно точно определяло и его положение на фабрике Падзерского. Он был рабочий–упаковщик и не допускался к тщательно охраняемому хозяином таинству смешения мазей и духов, из которых составлялся знаменитый крем. Тем не менее запахом этого крема отец был пропитан до того, что даже пасхальные омовения и праздничная одежда не могли его приглушить. И этот запах неизменно связан с моими воспоминаниями об отце».


К сожалению, ни этой фотографии, ни фото самого Падзерского в музее нет. Нет в живых и автора книги «Позавчера и сегодня» Льва Разгона. А не будь ее, нынешние жители Горок наверняка ничего не знали бы о знаменитом земляке, разорившемся польском шляхтиче Падзерском, который «вынужден был стать провизором в маленьком и грязном белорусском городке».


— У этой книги интересная судьба. Лев Эммануилович писал ее как воспоминания для дочери, когда был в ГУЛАГе. Дочь рукопись потеряла, — объясняет директор музея. — Через много лет ее нашла какая–то женщина, привезла писателю. Растрогавшись до слез, он решил: воспоминания стоит издать.


Из книги Разгона известно: после победы на выставке в Париже Падзерский сколотил состояние, построил в Горках большой каменный дом: «украсил его фламандскими картинами, редким фарфором, музейными коврами — он имел вкус к вещам, этот шляхтич, и с удовольствием отдался страсти к приобретению. Позади дома он разбил огромный сад с редкими сортами фруктовых деревьев, цветниками, фонтанами, золочеными клетками, в которых разгуливали павлины».


Понятно, что большинство благ зарабатывали для хозяина его рабочие. На рекламных объявлениях была нарисована «Парфюмерная фабрика Казими–метаморфоза» — многоэтажная, с длинной, тонкой трубой, из которой шел дым. На деле же рабочие — всего несколько десятков — вкалывали в кустарной мастерской во дворе дома Падзерского.


Ни шикарного дома, ни чудесного сада в Горках давно нет. Сохранилась лишь мастерская. Когда–то в ней была аптека Казимира, в годы Великой Отечественной — детский дом, до недавнего времени — Горецкий РОВД.


Что стало с владельцем здания, где живут его потомки, неизвестно.


— Несколько лет назад я ездила в Минск, в Национальный исторический архив Беларуси, пыталась отыскать сведения о Падзерском в интернете, но результатов это не дало, он по–прежнему остается для нас таинственной личностью, — сетует Светлана Скоромная. — Но мы не собираемся прекращать поиски. Быть может, что–то важное всплывет, если наш музей вместе с картинной галереей переедет в дом, где была фабрика Падзерского. Очень на это надеемся. Недаром ведь говорят: дома и стены помогают...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter