Место под солнцем

12 минут удовольствия — и легкие телесные повреждения
— Девушка, сколько минут будете загорать? — спросила, даже не взглянув на меня, администратор в минском солярии.

— 15 минут, — ответила я, слегка удивившись такому небрежному отношению.

— Зеленая кнопка — старт, красную нажмете, если вдруг станет плохо.

На этом ее напутствия закончились, и наш диалог тоже. Называется, почувствуйте разницу, подумала я про себя. В солярии, который я посещала раньше, перед началом первого сеанса мне прочитали целую лекцию о пользе и вреде искусственного солнца, предупредив, что для начала достаточно трех минут, а если с ходу провести под мощными лампами 15 минут, обеспечен ожог. Тогда же для меня стало открытием, что нельзя загорать на голодный желудок, а также в течение двух часов до или после принятия водных процедур. Но такая забота о клиентах — у нас все еще редкость...

Как правило, сотрудники разнообразных студий загара не отличаются большим профессионализмом, из–за чего малоопытные любители искусственного солнца обгорают круглый год. Только большинство занимается самолечением, и лишь единицы нанесенный здоровью урон поправляют через суд.

— После 12 минут, проведенных в новом мощном турбосолярии, я почувствовала небольшой дискомфорт, хотя раньше не раз загорала, правда, в другой кабине. Сразу серьезного значения легкой испарине на теле не придала, — вспоминает минчанка Елена Волчанина. — Зато дома спустя полтора часа поняла, что вся горю, а ночью поднялась высокая температура. Утром половина тела была ярко–красного цвета.

Оказалось, вместо 12 минут удовольствия девушка получила легкие телесные повреждения — ожог I степени, как засвидетельствовал на следующий день врач в поликлинике.

Потребитель, как гласит Закон «О защите прав потребителей», имеет право на то, чтобы получаемая им услуга была безопасна для жизни и здоровья.

Предприимчивые владельцы соляриев, как правило, не желают признавать свою вину и выплачивать компенсацию за причиненный в соляриях ущерб в досудебном порядке. Вот и в случае с Леной директор студии загара «Элит Солар» не спешил разрешать конфликт.

— Благо, кроме врачебной справки, я своевременно — буквально на второй день, когда ожог еще «красовался» на теле, — обзавелась заключением судмедэкспертизы, в котором эксперт подтвердил причинно–следственную связь полученных повреждений и похода в солярий, — рассказывает Лена. — Очень может быть, что без этого документа я бы не выиграла дело в суде.

Руководство салона не признавало свою вину и перед Фемидой, пытаясь «сделать крайними» то девушку, то производителя техники. Директор отрицал, что неприятность случилась по вине персонала, который должен был с осторожностью допускать клиентов к новой аппаратуре и назначать минимальную «порцию солнца». Суд же постановил ответчику выплатить пострадавшей стороне 500 тысяч рублей в качестве возмещения морального ущерба, а также 60 тысяч рублей — стоимость абонемента.

Пребывание под искусственными ультрафиолетовыми лучами вызывает множество споров: медики говорят, что это очень вредно, предприниматели уверяют, что вполне безопасно. Сегодня эта проблема в нашей стране обсуждается на самом высоком уровне: вопрос о необходимости лицензирования деятельности соляриев рассматривается в Совете Министров.

Пока же, пользуясь некоторыми разночтениями в государственных документах, бизнесмены частенько открывают всевозможные студии и салоны загара без соответствующей лицензии, ссылаясь на классификатор видов экономической деятельности. Там подобные услуги отнесены к физкультурно–оздоровительной деятельности.

Между тем в Беларуси, по данным специалистов, отмечается более чем двукратный рост заболеваемости злокачественными новообразованиями кожи. И моду на искусственное солнце медики рассматривают как основную причину роста заболеваемости. Поэтому призывают граждан новомодными мощными источниками ультрафиолета не злоупотреблять: здоровья они вряд ли прибавят. Ведущие специалисты и ученые в области медицины услуги солярия рассматривают как физиотерапевтический метод воздействия. А для осуществления услуг по физиотерапии на законных основаниях требуется наличие лицензии.

— В стране официально, то есть получив лицензию в Министерстве здравоохранения, действуют 170 соляриев, — рассказал мне заместитель начальника отдела лицензирования Минздрава Олег Левшуков. — К примеру, индивидуальному предпринимателю, чтобы получить такую лицензию, надо зарегистрировать оборудование, иметь помещение не меньше восьми квадратных метров и быть медиком по образованию.

Если существует опасность для здоровья, должно ли искусственное солнце попадать в неумелые руки?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter