Мертвые озера — признак экоразнообразия

Есть ли в Беларуси мертвые озера...

«Есть ли в Беларуси так называемые мертвые озера, где никогда не водилась рыба? Слышал, что озеро Баторино в Мядельском районе именно такое», — с этим вопросом в «Р» обратился наш читатель из Минска Олег Новиков.

Прокомментировать информацию мы попросили старшего научного сотрудника РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» кандидата географических наук Виктора Романова:

— Классифицировать озера принято в соответствии с существующим эвтрофно-мезотрофным рядом. Эвтрофные — это озера с хорошей кормной базой. С водозаборов в них поступают питательные вещества, в основном это соединения фосфора, которые активно потребляются фитопланктоном. Вода в таких озерах не отличается высокой прозрачностью благодаря бурной жизнедеятельности организмов. По этой причине в водоеме может возникать так называемое цветение.

Мезотрофные озера, как правило, глубже и больше эвтрофных по площади. В соответствии со своим объемом воды они получают меньше питательных веществ, значит, и вода в них прозрачнее. Отдельно в этой группе находится такой тип озер, как дистрофирующие. Часто они расположены в болотистых массивах, изолированы от водозаборов и соответственно, производят впечатление «умирающих». В них недостаточная кормная база, низкая минерализация (если в озерах эвтрофного ряда она равна 200–300 мг\кубометр, то в дистрофирующих — всего 40–50 мг\кубометр) и кислая среда. В таких условиях биологические процессы замедляются. Поступление в озеро биогенных элементов также негативно сказывается на развитии его кормной базы. Как следствие, слабо развита ихтиофауна. Из рыб в таких озерах может обитать разве что непритязательный окунь. Прозрачность воды в дистрофирующих водоемах настолько высока, что в солнечную погоду можно увидеть дно. Оно почти всегда торфяное, черное по цвету.

Озеро Баторино — кормный эвтрофный водоем с развитой питательной базой, достаточной для развития ихтиофауны. Считать его мертвым нет оснований. Возможно, такое впечатление оно производит из-за непрезентабельного внешнего вида — заросших берегов. Примером дистрофирующего водоема в Беларуси может служить озеро Ельня, расположенное в пределах одноименного болотного массива, к слову, охраняемого.

Дистрофирующие озера — это естественные природные комплексы, наличие которых, кстати, является признаком разнообразия озерных систем. Вмешиваться в существующую экосистему, пытаться что-то изменить в ней — неразумно и неэффективно, подобные попытки обычно не приносили успеха. Исследования показывают, что со временем дистрофирующие озера самостоятельно превратятся в болота.

Никакой мистики в вопросе существования «мертвых» озер, как видите, нет. Все научно объяснимо.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter