Меньше – лучше!

Льготные потребительские кредиты — стимул мощный. Но нелишними будут и другие механизмы!

Льготные потребительские кредиты — стимул мощный. Но нелишними будут и другие механизмы!


В начале года были повышены пошлины на ввоз бытовой техники. Расчет был на то, что подорожавший импорт подстегнет спрос на аналогичные белорусские товары. Но ожидания не оправдались в полной мере. Об этом недавно рассказал журналистам первый замминистра торговли Михаил Свентицкий. Чтобы понять почему, достаточно побродить по электронным страницам интернет–магазинов. Разница в ценах на наши и импортные товары сопоставимых характеристик в ряде случаев есть. Но она не столь велика, чтобы сыграть решающую роль при выборе. Разбежка в 50 и даже 100 тысяч рублей при покупке дорогой вещи, с расчетом пользоваться ею долгие годы, оказывается, не так уж и важна. Поэтому замминистра констатировал: «Сказать, что мы сильно заметили переориентацию покупательского спроса на товары отечественного производства, нельзя. Фактов, говорящих об этом однозначно, нет».


Тем не менее импорт бытовой техники с начала года снизился. Но одновременно с этим упали и продажи наших товаров. Так что баланс в торговле практически не изменился. И это говорит прежде всего о том, что одних лишь мер таможенного регулирования для стимулирования спроса на продукцию белорусских производителей явно недостаточно. Для этого нужны новые инструменты. Одним из них Минторг видит систему льготного кредитования для покупки отечественных потребительских товаров. Указ Президента о ней был подписан в начале июля и вступит в силу 8 августа. К этому времени должно быть принято правительственное постановление, которое утвердит перечень товаров, а также конкретных предприятий–производителей, на покупку продукции которых будут выдаваться льготные кредиты.


По оценке М.Свентицкого, системой сможет воспользоваться чуть ли не три четверти населения страны. Она будет доступна гражданам, чей среднемесячный совокупный доход не превышает трех минимальных среднедушевых потребительских бюджетов семьи из четырех человек. На сегодня это 1 млн. 130 тысяч рублей. Максимальная сумма кредита — 300 базовых величин. Срок пользования — до трех лет со ставкой 10 процентов годовых. «Эта мера принимается для поддержки белорусских производителей и для стимуляции потребительского спроса», — прокомментировал первый замминистра торговли.


Шаг, безусловно, резонный и разумный. Но имеет смысл обратить внимание вот на что. Это очередная мера господдержки. А насколько мобильны на рынке сами предприятия? Что они могут предложить в дополнение к тем стимулам, которые обеспечивает государство?


Вопрос неслучайный. Сегодня торговые фирмы, ассортимент которых сформирован преимущественно импортом, проявляют чудеса изобретательности в продвижении своих товаров. Кредитные программы разнообразны порой до невероятности. На сайте одного из магазинов обнаружил такое, казалось бы, просто нереальное предложение — продажа в кредит под 0,1 процента годовых. Здесь, конечно, есть свои нюансы. Один и тот же товар можно купить на 10 процентов дешевле заявленной цены при заказе через интернет и оплате сразу. В этой разбежке, пожалуй, и кроется коммерческий интерес банка, обслуживающего проект. Но с психологической точки зрения все выглядит в высшей степени безукоризненно. Получить внешне практически бесплатную рассрочку на полгода для потребителя весьма привлекательно.


В рассуждениях можно пойти и дальше. Сегодня на складах наших предприятий скопилось слишком много продукции. Это одна из самых острых проблем экономики. И для ее решения достаточно ли опираться только на систему кредитования? Ведь любой кредит делает покупку несколько дороже. Может, производителям стоит пойти на то, чтобы организовать собственные каналы продаж в рассрочку? Через сети фирменных магазинов, дилеров — не повышая цены! Возможно, экономисты со мной поспорят. Но что лучше: не получать выручку вообще, затоваривая склады, или иметь хоть какой–то относительно стабильный приток средств за товар, проданный с оплатой по частям? По мере того как покупатели будут делать каждый платеж...


Разумеется, любой проект нужно тщательно анализировать. Но складывается впечатление, что маркетинговым службам предприятий сегодня явно недостает мобильности мышления. А ведь без встречного движения производителей, без их собственных оригинальных идей любая господдержка останется важной, но не исчерпывающей мерой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter