Мельпомена с мастерком

На театральные подмостки придут строители
На театральные подмостки придут строители

Слонимский театр открыл новый сезон, но застать артистов на своей сцене непросто: они постоянно в разъездах. Кочевать со спектаклями им приходится не от хорошей жизни — в родном городе давно уже нет элементарных условий ни для репетиций, ни для постановок. А разговоры о строительстве нового здания идут почти 15 лет. («СБ» писала об этой проблеме в материале «Не хлебом единым» 14 сентября.)

Проекты и прожекты

Драматический театр создан в Слониме в декабре 1990 года на базе местной экспериментальной студии, но традиции Мельпомены, античной покровительницы трагедии, здесь заложены еще в XVIII веке. Именно тогда гремела слава придворного театра Михала Казимира Огиньского — старосты города, мецената, композитора. Он построил шикарный каменный особняк недалеко от спрямленного рукава Щары и назвал его «Новый дом оперы». Здание поражало роскошью, на двух ярусах располагалось 27 лож. На громадной сцене выступали профессиональные местные, немецкие, итальянские, польские певцы, драматические артисты, крепостной хор и балет, который позже с гродненской труппой Тизенгауза стал основой «Товарищества танцовщиков его королевского высочества» в Варшаве. И хотя это все в далеком прошлом, слонимцам есть чем гордиться и надеяться на продолжение театральных традиций.

Первый проект строительства здания театра появился в 1992 году, но так и остался на бумаге. Робкие попытки вернуться к нему разбивались о пустую казну — таких денег в скромном районном бюджете не было, а помочь никто не спешил. И только когда Совет Министров принял республиканскую Программу реконструкции и технического переоборудования государственных театров на 2004 — 2010 годы, появилась реальная перспектива справить новоселье. Был даже запланирован год сдачи слонимского объекта — 2007–й. Но в фундамент здания до сих пор не забито ни колышка.

Гримерка без окон

Сейчас театр арендует небольшие помещения в районном Доме культуры, где и без труппы тесно. Даже не представляю, как в таких крохотных комнатках размещаются художественная и швейная мастерские, бухгалтерия. Директор театра Николай Лишик предлагает зайти в гримерки, их две — мужская и женская. «У нас 18 актеров, но в гримерку, кстати, без окон и вентиляции, одновременно могут попасть не больше пяти человек, в очередь приходится выстраиваться, — с сожалением рассказывает о своем отсталом «хозяйстве» Николай Васильевич. — Тут даже нет места для декораций — храним их в Доме офицеров».

В стесненных условиях театру не развернуться, вот и приходится колесить по городам и весям страны. Минск, Гродно, Брест, Барановичи, Ружаны, агрогородки Лидского и Ивьевского районов — адреса последних поездок слонимских актеров. На своей сцене проходит только треть спектаклей. Главный режиссер Виктор Небольсин предпочтение отдает пьесам белорусских, русских, итальянских и французских драматургов. В репертуаре — шесть взрослых постановок и столько же детских, а всего за 17 лет в Слониме подготовили более полусотни спектаклей.

Любопытно, что все актеры здесь местные, приезжих нет. «Вытащить кого–то из столицы нереально, — горестно вздыхает Николай Лишик. — Кто же согласится работать в таких ужасных условиях? А чтобы не испытывать острого кадрового дефицита, при городской школе искусств открыли театральное отделение. Потом ребята учатся в Гродненском колледже искусств, а по возвращении домой поступают заочно в минские вузы. Труппа у нас молодая, средний возраст около 30 лет. Есть несколько актерских вакансий, не хватает режиссера–постановщика, так что милости просим».

Две стены уже есть

А что, может, кто и соблазнится таким приглашением? Глядишь, через пару лет в Слониме появится современное театральное здание и работать там будет престижно. Николай Лишик, будто сбросив с себя тяжелый груз, открыл маленькую тайну: «Новый проект здания театра уже готов и прошел экспертизу. Из районного бюджета институту «Гродногражданпроект» за него уплачено 105 миллионов рублей, еще 114 миллионов должны поступить из областной казны, а всего стройка обойдется примерно в пять миллиардов рублей».

Уже определено место под новостройку — на территории бывшего народного дома. От того здания 1900 года теперь остались только две стены, которые возвышаются в центре города. Старые стены органично впишутся в новый двухэтажный театр. Знакомлюсь с проектом ближе. В здании предусмотрен зал на 220 — 230 зрительских мест, сцена и 9–метровая шахта над ней, репетиционный зал, просторные и светлые гримерки, в подвалах — помещения для мастерских, хранилище.

И это будет не единственная «театральная» стройка на Гродненщине в 2008 году. Начальник управления культуры Гродненского облисполкома Александр Лойко сказал, что устаревшую и испорченную осадками «одежду» поменяет областной драматический театр, а в самом здании на крутом берегу Немана обновится оборудование для сцены, улучшатся свет, звук. Готовится проект реконструкции и в театре кукол.

Любопытно

Каменное здание театра в Слониме построили в 1780 — 1781 годах по проекту и под руководством итальянского зодчего и художника И.Мараино. Большая сцена была приспособлена для барочных балетов и опер, в которых могли участвовать сотни актеров и статистов. На сцену выезжал на лошади певец, в театре был пруд, по нему плыли настоящие лодки. Декорации менялись на глазах у зрителей. «Машинная» начинка сцены не уступала западноевропейским и российским театрам, а многие даже превосходила.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter