Об импортозамещении артистов

Меломану по карману

Такое ощущение, что вся российская попса настроилась в этом году выжать из нашей публики по максимуму. Один за другим в «Минск–Арене» сменяют друг друга «императрицы», «короли», «настоящие блондины» и менее титулованные представители лакшери–цирка. Скромным труженикам белорусской эстрады после звездных «чёсов» соседей негде и кости бросить, ни в Минске, ни в провинции. О том, чтобы зал собрать, вообще речи не идет. Не пора ли спасать наших артистов от экспансии заезжей попсы? По каким законам существует местная эстрада? Что мешает отечественному исполнителю здесь, в своем доме, проснуться знаменитым и обожаемым? Об этом сегодня разговор журналистов «СБ», один из которых считает именно артистов виноватыми во всех их бедах. Другой занимает непримиримую позицию по отношению к хитрым российским дельцам от шоубиза, не дающим нашим исполнителям ни единого шанса. Чью сторону примет читатель? Оставляйте свое мнение на странице «Спор–клуба» на сайте www.sb.by. Нам интересно, какие пути выхода из сложившейся ситуации вы предлагаете.


Клип IOWA «Бьет бит» за три месяца в youtube собрал 18 миллинов просмотров. Только кто об этом знает, что IOWA — это белорусская группа?

Осчастливить против желания нельзя



Виктория Попова
Есть у меня традиция. Каждый год в свой день рождения ходить «в концерт» — большой и массовый. Такой, чтобы с порога душа требовала красной помады, лабутенов и прически на бигуди. В прошлом году Юрий Антонов выручил — уж прошлись мы с ним по Абрикосовой, до сих пор руки–ноги гудят. Годом ранее, помнится, Геннадий Хазанов развлек. В ближайшее 22 апреля, «когда природа расцветает, наполняясь красками, а под звук капели пробиваются первые цветы», афиша зазывает в «Минск–Арену». Именно в этот день на самой большой площадке Беларуси выступят Николай Басков, Таисия Повалий, Денис Клявер, Наргиз Закирова и бог знает кто еще.

У меня, Роман, возник к тебе совсем не праздный вопрос: какого черта в афише Басков и Повалий, а не, допустим, Буслай и Абалян? А такого, мой дорогой гражданин, что арену наши артисты не соберут. И винить в этом некого, кроме самих себя. Упущено главное — время: за последние 20 лет белорусские представители попсового цеха растеряли (или не приобрели) целые поколения своих возможных поклонников. И на что растрачены силы, непонятно. Издали вроде бы певцы и певицы, а присмотришься — ведущие свадеб и похорон, в лучшем случае телеведущие. Больше их приспособить некуда.

Кстати, куда подевались наши продюсеры: Кубышкин, Алейников, Савош, так важно заседавшие в телешоу «Академия талантов», призванные было раскручивать неизвестные имена? По обрывочным сведениям, потонули «академики» в шоубизовом болотце, растеряли административный пыл. У первых двух были не так давно болезненные расставания с «золотыми курочками» — артистками, худо–бедно приносящими прибыль. О новых проектах Юрия Савоша пока не слышно. Победа его подопечного — Евгения Слуцкого — в телешоу не дала парню ровным счетом ничего, как и «мистеру Иксу» Евгению Литвинковичу, о которых, уверена, мой друг, ты никогда не слышал, как и миллионы других наших соотечественников.

Очаровательную глупость не далее как вчера вечером услышала от новоиспеченного продюсера молодого певца Алексея Гросса — знал о таком? И вот его опекун шепнул мне на ухо буквально следующее, что из Алеши до «Славянского базара в Витебске» он будет делать народного артиста. Не более, но и не менее. Ей–богу, смешно. Поверьте мне, дипломированному историку шоу–бизнеса: осчастливить против желания нельзя. Народ сам выбирает своих героев, ни в какую всемогущую силу пиара я не верю. Есть, предположим, Земфира — сама себе друг, враг, продюсер, автор текстов и музыки. И есть результат — ее неизменные аншлаги в самых крутых залах многих бывших стран СССР. Сказать, что многочасовая очередь на ее мартовский концерт в «Минск–Арену» меня удивила — ничего не сказать. Я не ожидала увидеть столько молодежи на шоу певицы, звезда которой взошла в далекие 1990–е, и тогда, безусловно, певица попала во «все трещинки» перестроечного поколения. Ну а сейчас что? Почему 20–летние детишки знают наизусть песни Земы и в восторге от нее? И я тебе отвечу. Она на сцене работает, выкладывается бескомпромиссно, на всю катушку, исполняя от первого лица репертуар почти исповедальный. Совсем другое дело петь с холодным носом «под минус» чужие песенки, беспокоясь во время выступления только об одном: чтобы колготки не «побежали» или ресницы не отклеились. Замечал, в стиле «выключила ли я дома утюг?» смотрят со сцены на зрителей 99 процентов наших артисточек. Неудивительно, что залов они не собирают, и в ближайшем обозримом будущем, пока не научатся по–настоящему вкалывать, никакие аншлаги им не светят. С убогим репертуаром и старомодными аранжировками мир не завоюешь.

Есть только один верный путь к сердцу слушателя — качественная музыка. И глупо разводить ее в процентах, как кисель: 75 процентов слушать нашей, 25 — зарубежной. Такие рецепты, на мой вкус, только убивают в артистах всяческое желание работать, расти над собой. Обрати внимание: пока сидит здесь артист у нас с тобой на глазах, звезд с неба не хватает, выступает в маленечких клубах, мы его не замечаем, в упор не видим. Но стоит музыканту захотеть чуть большего, окунуться во «взрослый» шоу–бизнес, о нем моментально начинают все говорить. Примеров много: от группы «Би–2», Макса Коржа до Iowa. Их радикальные превращения в суперзвезд — это ли не идеальное доказательство тому, что во всех жанрах, от рока до поп–музыки, у нас и сегодня есть артисты, чьим успехам можно только радоваться? Но отчего–то не спешат коллеги с поздравлениями, дискутируют до посинения: считать ли такого отчалившего с насиженных здешних мест артиста отечественным?.. О, в какие дебри, бывает, заносит прекрасных спорщиков эта щекотливая тема! Не станем же уподобляться. Умные люди понимают, что в одиночку сегодня не выжить, и снова в «солянки» сбиваются. Повторюсь, Басков прицепом тянет за собой Закирову, Савичева — Клявера, а где в данном случае вагон, где тележка — не суть. В нашем же эстрадном цехе сплошная разобщенность и мелкособственнические интересы. Зависть — вот потолок, выданный многим от самого рождения и свято чтимый, всю жизнь уважаемый.

Ну а считать чужие деньги и решать за публику, на чьи концерты ей тратить свои сбережения, — это уж совсем последнее дело, мой румяный Роман–меломан. И попробуй меня в этом переубедить.

viki@sb.by



Нас стригут — мы аплодируем



Роман Рудь
А почему же деньги чужие, Виктория? Нет, это наши, вполне белорусские дензнаки, заработанные трудом наших земляков, но оседающие в карманах иноземных знаменитостей. И меня это всерьез волнует. Я предпочел бы, чтобы эти средства шли на поддержку наших же артистов, а не обогащали и без того небедных российских звезд.

Зачем ты тычешь мне в лицо своим дипломом, дорогая? У нас тут не глубокомысленная дискуссия высоколобых культурологов, а обычный спор двух слушателей популярной музыки. Диалог ее потребителей, если хочешь. Так вот, как рядовой сторонник белорусских поп–коллективов и отдельных исполнителей расскажу тебе о своих предпочтениях и тревогах.

Почти каждое лето со мной на море отдыхает лидер нашей группы «Дрозды» Виталий Карпанов. Хотя сам он об этом не подозревает. Я так и пакую чемодан, по списку: зубная щетка, полотенца, «Дрозды», шорты, ласты... Уже не представляю себе приморский отдых без старых, но по–прежнему заводных песенок «Лето ё», «Море» или «Рыжие ресницы». Он и в машине со мной путешествует, вместе с остальным составом своей группы. Некоторые критики чванливо морщатся, говоря, будто эти музыканты «не создают ничего, кроме беззаботного веселья». Мол, не хватает им гражданского звучания, острой социальной тематики и т.д. А мне как раз это и нравится больше всего. Житейской остроты в новостях и так чрезмерно, а включил «Дроздов» — развеселился, оттянулся, отвлекся от мрачноватых реалий. Кстати, вспомнился пример о действительной востребованности такого репертуара. Был я как–то в Турции, где постояльцы отеля отмечали дни рождения, подсовывая диджею флешки и смартфоны со своей любимой музыкой. Один вечер звучали, допустим, российские «Любэ» и Земфира, другой — украинские «Океан Ельзи» и «Бумбокс», третий — белорусские «Леприконсы», J:Морс, «Дрозды» и «Тяни–Толкай». Так вот, после каждого «нашего» вечера россияне и украинцы наперебой просили сбросить на их гаджеты доселе им не известные, но столь понравившиеся треки белорусских групп.

Я к тому, что на самом деле наши музыканты способны развлечь и привлечь своим творчеством массу людей. И не их вина, что главные концертные площадки Беларуси вечно заняты заезжими звездами. Живость исполнения, энтузиазм и энергия — слишком слабое оружие против продюсерского наката из России. Это как с рогаткой идти против танка. Поэтому странно звучит твой упрек в некой лености артистов, которые–де не соберут «Минск–Арены». Убежден, собрали бы, будь в их раскрутку вложена хоть сколько–нибудь весомая копейка. Но массовый зритель и слушатель, увы, хорошо знает лишь тех, от кого пахнет деньгами и нафталином: одряхлевших львов московской сцены розлива времен СССР или, как ты верно заметила, начала 1990–х годов. А белорусским молодым дарованиям приходится плестись за денежкой в Белокаменную, чтобы вернуться оттуда в золотом сиянии вложенных средств и начать их отрабатывать, совершая триумфальный «чёс» по родным местам.

Кстати, о денежной «косьбе». Лично мне кажется оскорбительным, что наша страна воспринимается организаторами гастролей как край без собственной музыкальной культуры, который могут осчастливить лишь «шальные императрицы» да прочие «золотые голоса России». Которые, если разобраться, стригут белорусского слушателя, как барана, не оставляя на нем ни клочка финансовой шерсти. Отдав деньги на разрекламированные концерты российских звезд, мы уже вряд ли пойдем слушать своих, поющих живьем, а не разевающих рот под фонограмму. Билеты на недавний концерт Аллегровой — 2,5 миллиона. На шоу Киркорова — до 3 миллионов рублей! Сравнить ли эти аппетиты с робкими запросами наших артистов, которых можно послушать за 50 — 150 тысяч? Особенно пугает тот факт, что вслед за патриархами российской эстрады в Беларусь ринулись их молодые последователи, никому не известные выпускники разных «фабрик звезд» и мутных продюсерских контор. Лично мне ничего не говорит имя Артур, грядущие концерты которого рекламируются с непонятной помпой. Равно как и дуэта Караулова — Алексеев, тоже спешащего посетить Минск с гастролями.

Мы вот много и горячо вещаем о необходимости импортозамещения в легкой промышленности, фармацевтике, продуктах питания. А в культурной сфере почему–то на это не способны. Мол, Россия нам не чужая, негоже отгораживаться от тамошних звезд. Хотя многие европейские страны, несмотря на глубоко партнерские отношения с США, не стесняются открыто противостоять катку американского «культурного империализма». Ставят законодательные заслоны в кинопрокате и концертной деятельности, при этом активно пропагандируя собственных исполнителей. А что случилось со схожей идеей об обязательных, упомянутых тобой 75 процентах отечественной музыки на радиостанциях? Она тихой сапой сошла на нет. Сначала хитромудрые радийщики начали вдруг обнаруживать белорусские корни у множества иноземных певцов, под этим предлогом заполоняя ими эфир. А потом и вовсе махнули рукой на некогда строгое предписание... С таким подходом нам вскоре действительно нечем будет гордиться. Кроме того, что мы стабильно собираемся огромными толпами, чтобы опять наполнить карман очередного гастролера из Москвы.

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 56 (24938). Суббота, 26 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter