«Крутите — все живое». Белорус создает механические игрушки

Механика жизни

«Битлз» в полном составе, рыбак с уловом, мальчик Боря с граммофоном... «Крутите — все живое», — знакомит Юрий Шаров со своими работами. Назвать их безделушками язык не поворачивается. Каждая кукла мастера при деле. Стоит только повернуть ручку механизма, как все они и правда оживают, выполняя определенный набор движений. Этакий мир в миниатюре — механическая имитация жизни.


Необычное хобби у 55–летнего мастера появилось 3 года назад. Выбирая на прилавках магазина подарок для тогда еще 2–летнего внука Ромки, он поймал себя на мысли — все не то. И подумал: что ж я, человек с руками, сам добротную игрушку не сделаю? Идею решил подсмотреть в интернете, где и обнаружил подвижные куклы с различными механизмами. Сейчас такие популярны в Великобритании, например. Их называют автоматоны (в переводе с греческого — «действующие по собственной воле»). Что интересно, из всех вариантов — а бывают они с заводом, с электрическим или ручным приводом — ему больше по душе последний. «Только мне слово «автоматон» кажется очень холодным, бездушным. Я называю свои
работы «ожившие куклы» — это сочетание авторской куклы и механики», — поясняет мастер. И показывает ту, что стала первой. К слову, сделал он ее вовсе не для внука. Для знакомой, увлеченной восточными танцами. Начал мастерить за месяц до ее дня рождения. Только на наряд фигурки из дерева высотой не более 20 см ушло около 5 метров бисера. Но главное, удалось научить миниатюрную танцовщицу делать характерные движения.

— Золотой век механики давно прошел. Сейчас век робототехники. И сегодня механические игрушки создают единицы. Может, поэтому к ним такое трепетное отношение, — рассуждает мастер Шаров. — Ведь тут нужно не просто на кнопку нажать. Разве не сказка, когда именно твоя рука, вращая ручку невидимого механизма, оживляет доселе неподвижную фигурку?

— А откуда образы кукол?

— Из жизни. Конечно, я не портретист, а ремесленник. Портретное сходство точно не передам. Но мне это и не важно. Интереснее, чем человек занимается. Понравилось, скажем, видео, на котором музыканты блюз играют, вот результат, — мастер показывает куклы блюзменов. Гитарист даже ногой ритм отбивает. — А бывает, образ всплывает из воспоминаний...

Юрий Шаров достает из фотоальбома черно–белое фото молодого человека за барабанной установкой и сравнивает его с фигуркой маленького барабанщика из сучков, найденных под деревом у дома. Сейчас эта кукла живет в Питере. А вот образ Бори с граммофоном, как в анекдоте, говорит, музыкой навеяло...


Рука мастера запускает механизм — и я слышу «Жизнь в розовом цвете» Эдит Пиаф. А ведь стоит покрутить ручку не в ту сторону, приложить ненужное усилие — и вещица может сломаться. Это в руках взрослого человека. Что уж говорить о детях! Но разве не ради внука все затевалось?
— Внуков у меня уже двое, — уточняет Юрий Васильевич. — Для них делаю так называемые игрушки–забавы, помните, как в старину были: дергунчики, например. Более сложные механизмы разрешаю запускать только с контролем руки. Как–то смотрел фильм о томском кукольнике Владимире Захарове. Так он там говорит: «Я вам
дарю свое сердце, только прошу, будьте осторожны — оно бьется. Оно живое...» Так и у меня. Ожившие куклы — это не простые игрушки. Их нужно беречь.

— А любимая кукла есть?



 — Они все — любимые. Это ж мои дети — юратины... — смеется мастер. Его и самого по аналогии с папой Карло внуки давно уже дедушка Юрла называют. А еще знакомые внуков, знакомые знакомых... Со всеми, кого цепляют ожившие куклы, мастер готов делиться секретами их создания. Но ведь тогда исчезает какой–то момент волшебства? «Зато появляется понимание того, как это устроено», — парирует кукольник. И рассказывает, что придумал даже специальную программу для детишек 5 — 10 лет. Кто–то скажет: в таком возрасте истории про коническое шестеренчатое зацепление, эксцентрики и рычаги рассказывать рановато. Но ведь есть еще азбучная механика. Как обучение чтению начинается с азбуки, так и тут: можно начать с простых вещей. А на посиделках в семейном формате в работу вовлекаются еще и родители. Пока папа с мамой работают над механикой, ребенок делает то, что ему по силам, рисует, вырезает, разукрашивает...

— Для меня настоящее образование — от слов «образовывать, создавать что–то», — говорит дедушка Юрла. — И знаете, что заметил? Бывает, приходят мама с сыном — вдвоем, но словно порознь. Уходят уже вместе. Эти пластмасски, деревяшки, бумажки их объединяют... А чего мы сидим? Давайте тоже что–нибудь соорудим. Все, что нужно, у нас под рукой.

Мастер достает баночку от сметаны. Шилом проделывает в пластике несколько отверстий. Сверху, пошире, — для коктейльной трубочки. По бокам — для проволоки, она одновременно будет служить и двигательным механизмом, и ручкой, которая его запускает. На выходе должно получиться движение петлей. Остается только придумать: для чего? Например, кораблика, который качается на волнах... Или порхающей в небе бабочки. Юрий Васильевич вырезает ее из бумаги и крепит к трубочке. Все — игрушка готова.

— Было время, когда я просыпался по утрам с одной мыслью: сегодня на работе снова будет то же, что и вчера. А сейчас просыпаюсь и не знаю, что мне подарит новый день. В ближайших планах участие в международной выставке авторской куклы «Панна Doll’я» в Минске. Хочу показать широкому зрителю свои работы. А в мечтах? Продолжать делать кукол. В момент, когда они оживают, кажется, что я снова превращаюсь в 5–летнего ребенка. Словно прокатился на машине времени.

dekola@mail.ru

Фото  Александра  СТАДУБА.

Советская Белоруссия № 250 (25132). Среда, 28 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter