Гродненский областной театр кукол показал в Минске новый спектакль Олега Жюгжды «Локис»

Медвежий угол

В столице вовсю кипят страсти VI Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия». Напомним, в этом году в нем участвуют 32 спектакля 20 театров из 10 городов Беларуси. Конкурс проводится по четырем секциям: драма, музыкальный театр, спектакли для детей и юношества, кукольные представления.


Столичным театралам интересны прежде всего привозные постановки из регионов. Уверен, истинные ценители острых театральных ощущений не пропустили новую работу главного режиссера Гродненского театра кукол Олега Жюгжды «Локис». Лаконичный, остроумный и динамичный спектакль, премьера которого состоялась в марте этого года, поставлен по пьесе известного белорусского драматурга Сергея Ковалева, написанной по мотивам новеллы французского писателя Проспера Мериме.

Канву истории составляет жуткая легенда о графе-оборотне Михаиле Шемете, обитающем в литовском замке Мединтильтас. Отсюда и жанр спектакля — «ліцвінскі дэтэктыў». Но автор, а вслед за ним и режиссер (Жюгжду с Ковалевым связывает многолетнее плодотворное творческое сотрудничество) предлагают нам скорее «игру в детектив». В «Локисе» много иронии, мистические моменты обыгрываются почти пародийно.

До гродненского «Локиса» сюжет Мериме несколько раз уже возникал в нашем культурном пространстве: многим запомнился кинематографический «бульба-хоррор» «Масакра». Роль генерала в этом фильме называет одной из своих любимых заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов. В Новом драматическом театре, открывшем недавно свой 30-й сезон, в 2015 году выходила премьера с громоздким и претенциозным названием «И слышатся лишь звуки полонеза…». Драматург Игорь Сонин, под которым безуспешно скрывался артист театра Игорь Подливальчев, тогда написал пьесу по мотивам двух произведений: «Медвежья свадьба» Анатолия Луначарского и той самой новеллы Мериме. Звуки полонеза действительно проникали в самое сердце зрителя и будоражили фантазию горячим коктейлем мистики, любви и дурного предзнаменования.

Жюгжда, ставящий сегодня спектакли от Гродно до Сахалина, мистики не боится, пожалуй, даже испытывает особую любовь к ней (вспомним постановки Олега Олеговича «Пиковая дама», «Демон», «Фауст. Сны»). В «Локисе» много юмора, мыслей об амбивалентности человеческой природы. Знатоков немало удивит, что развязка оригинального спектакля в стиле стимпанк будет отличаться от идеи Мериме.

Костюмы, куклы, сценография, свет в «Локисе», как это обычно у Жюгжды и бывает, совершенно европейского уровня. Столичные прожженные критики сидели на спектакле открыв рот, удивляясь ежеминутным придумкам и поворотам. Нотку поэтичности в сценографию вносят разбросанные осенние листья. На ум приходит строчка из Александра Вертинского: «Мадам, уже падают листья…» Режиссер очень точно чувствует стиль эпохи и литературного первоисточника, а драматург Ковалев дарит ценителям свое щедрое лексическое пиршество — упоительный белорусский язык в устах актеров звучит легко и свободно. Олег Жюгжда, избалованный признанием критиков и вниманием международных фестивалей, давно приучил нас к качественному интеллектуальному театру. Радует, что труппа не снижает театральную планку, а остается требовательной к себе. Час сценического времени пролетает незаметно — каждая минута «Локиса» крайне наполнена.

Остается добавить, что финальная церемония награждения победителей VI Национальной театральной премии в этом году пройдет 28 октября в театре имени Я. Купалы.

pepel@sb.by

Фото предоставлено Гродненским областным театром кукол
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter