Где и как сэкономить средства и время на подготовку техники к весне
В СПК «Хотыничи» Ганцевичского района, например, тракторы, которые задействуют на посевной, уже на линейке готовности. Для энергонасыщенных машин «МТЗ-3022» и «МТЗ-2522» потребовался только мелкий ремонт. Его сделали сами механизаторы сельхозкооператива. Они восстановили и двигатели в двух «МТЗ-1221». Ремонт, по словам руководителя хозяйства, Федора Куратника, обошелся примерно на треть дешевле, чем в сервисных организациях.
Своих специалистов в СПК хватает. Здесь не спешат расставаться с теми, кто достиг пенсионного возраста. Особенно тех, кто старательно трудится, в хорошем состоянии содержит технику. Как, к примеру, Федор Кононович.
— Лучше устранить мелкую поломку, чем потом тратить на ремонт дополнительное время и большие деньги, — считает механизатор. — У нас мощных тракторов не так много, чтобы они еще и простаивали.
Несколько тракторов задействуют на пахоте. С темпами на поле не должно быть никаких проблем. Недавно хозяйство приобрело новый «МТЗ-1221», который весной очень пригодится.
Больше проблем в «Хотыничах» имеют с ремонтом почвообрабатывающей техники. Для ее восстановления на пинском «Кузлитмаше» приобрели необходимые запчасти. Ремонтируют агрегаты собственными силами — так дешевле.
В СПК «Дубняки», «Будча», «Тельшино» ремонтные работы ведут в строгом соответствии с графиком. Заместитель председателя Ганцевичского райисполкома Юрий Лелес подчеркивает, что специалисты райсельхозпрода каждый день бывают в хозяйствах. Проблемные вопросы стараются решать сейчас, чтобы в последние недели накануне весны не было авралов. И рассчитывают в первую очередь на собственные силы. Только самый сложный ремонт доверяют райагросервисам и другим обслуживающим организациям. Из 206 тракторов, имеющихся в районе, более 80 процентов на ходу. Хорошим подспорьем стало обновление машинно-тракторного парка, проведенное в прошлом году. Сельхозпредприятия получили 24 новых трактора «МТЗ-1221», -2022, -922 и других модификаций. Конечно, теперь меньше средств и времени требуется на ремонт.
В хозяйствах Березовского района с подготовкой сельхозмашин к весенне-полевым работам тоже не медлят. В СПК «Междулесье» энергонасыщенные «МТЗ-3022» и «Джон Дир» уже на ходу. На них во время посевной ляжет основная нагрузка. Завершается ремонт двух комбинированных сеялок. В ближайшие дни будет на ходу и сеялка СПУ-6.
Деньги, вырученные от реализации молока, снимают многие проблемы, связанные с ремонтом. По убеждению руководителя сельхозпредприятия Вячеслава Ярощика, чем раньше техника вернется в строй, тем дешевле обойдется ее восстановление. И большинство агрегатов в хозяйстве отремонтированы с опережением графика.
В целом по области готовность тракторов к весенне-полевым работам составляет свыше 90 процентов, в том числе энергонасыщенных – 87 процентов. Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Александр Дорошенко пояснил, что ремонт ведется в соответствии с графиком. Некоторые хозяйства, не раскачиваясь, приступили к нему с осени. Там теперь меньше всего проблем.
Готовность плугов приближается к 85, культиваторов – к 80 процентам. Комбинированных почвообрабатывающих агрегатов отремонтировано более 72, комбинированных сеялок – свыше 70 процентов.
Александр КУРЕЦ, «СГ»
kurec.a@mail.ru
Уладзімір СУБАТ
Фота аўтара
Слабые не могут, сильные не хотят
БОЛЕЕ полусотни тракторов «МТЗ» планируется подготовить к нынешней весенне-посевной кампании на Мостовском ремонтном заводе для хозяйств области. Но за два прошедших месяца сюда поступило лишь чуть больше двух десятков машин, а отремонтированы и того меньше — четырнадцать.
— Могли бы сделать намного больше, позволяет и производственная база, и опыт, и численность работников. Но хозяйства, как всегда, тянут до последнего и привозят к нам тракторы и оборудование только ближе к весне. Многие ссылаются на отсутствие денег, — поясняет директор завода Илья Гермусь. — Вчера у нас были представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия, и они положительно отозвались об организации работ на предприятии.
Сегодня самая больная тема для завода — неплатежи. Дебиторская задолженность сельхозорганизаций три миллиарда рублей. А СПК «Деревновский» Слонимского района, УСП «Совхоз «Порозовский» Свислочского, СПК «Бердовка-Агро» Лидского не рассчитываются уже более года. Те, что богаче, по возможности стараются доводить до ума технику у себя в мастерских или доставляют на завод только узлы, которые нельзя отремонтировать на месте. Экономически слабые привозят тракторы.
На заводе создан специальный обменный фонд узлов и деталей. Поэтому здесь можно готовую коробку передач, передний или задний мосты забрать уже сразу же, не дожидаясь их ремонта. А на детали, сделанные на МТЗ, дилером которого является мостовское предприятие, установлена месячная отсрочка платежей.
Геннадий ГИЛЬ, «СГ»
gennadijj-gil@rambler.ru