Источник: Знамя юности
Знамя юности

Сходили в гости и узнали, о чем мечтает ветеран Аэлита Самсонова из Гомеля

Мечты Аэлиты Самсоновой

Отправилась на войну еще девчонкой, дошла до Берлина, расписалась на Рейхстаге. Об Аэлите Самсоновой впору снимать фильмы: событий хватит не на одну ленту. Несмотря на пережитые ужасы, ветеран всегда улыбается и не любит ничего просить. Услышав наше предложение исполнить накануне Дня Независимости ее мечту или хотя бы желание, Аэлита Ивановна вежливо поблагодарила и отказалась, но после долгих уговоров все же сдалась: «Мечта у меня одна – вымыть окна!».

Аэлита Самсонова с волонтерами отряда, который носит ее имя

Вышла замуж в Берлине

22 июня 1941 года Аэлита Самсонова окончила семилетку в Орле. Быстро повзрослевшая девочка стала санинструктором, поработала на военном заводе в Ташкенте, а в августе 1943-го ее в составе госпиталя призвали на фронт.

Потом был долгий путь по русской, белорусской и украинской землям, выхаживала раненых, которые освобождали страну. Приходилось хоронить коллег, брать в руки оружие – охранять колодцы, воду в которых травили бандеровцы. В Польше в начале 1945-го встретила в госпитале будущего мужа. Борис Алексеевич, уроженец Калинковичского района, войну прошел от Москвы до Эльбы. В освобожденном Берлине Аэлита Ивановна расписалась дважды: на Рейхстаге и заключая брак. А потом вслед за мужем поездила по военным частям – от Североморска до Прибалтики.

Будущие медики вооружились тряпками, щетками, моющими средствами – и с радостью принялись за дело

В Гомеле они осели только в 1960-х. Город пленил пышной зеленью и уюто­м. Уже многие годы Аэлита Ивановна живет в «сталинке» в центре. Пожилому человеку сложно наводить в квартире порядок:

– Потолки здесь высоченные, сама я уже физически не смогу. А окна загрязнились, надо бы вымыть.

Сказано – сделано. На помощь пришел студотряд первички БРСМ Гомельского государственного медицинского университета. Отряд, к слову, носит имя Аэлиты Самсоновой. Будущие медики вооружились тряпками, щетками, моющими средствами – и с радостью принялись за дело. Секретарь первички Анастасия Захарова призналась:

– Большое удовольствие – помогать тем, кто подарил нам мирное небо над головой. Это наш способ сказать спасибо! Вот только Аэлита Ивановна так редко просит о помощи, говорит, что ей ничего не надо!


Ветеран и сейчас сетовала, что заставляет молодежь работать, поила всех самодельным морсом и по-хозяйски давала советы по уборке.

Небо. Девушки. Самолеты

Пока помощники трудились, Аэлита Ивановна предалась воспоминаниям:

– Знаете, кем я мечтала стать, когда была маленькой? Летчиком! В 1938 году как раз Валентина Гризодубова вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолете «Родина» совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Установили международный женский рекорд по дальности полета.

За 26 часов 29 минут преодолено расстояние в 6450 километров. Экипаж потерял связь с землей, пропустил место посадки, садились в тайге. Гризодубовой присвоили звание Героя Советского Союза. Орловские девчонки только и говорили об этом, все как одна мечтали подняться в небо:

– Планы прервала война. Потом я вышла замуж – и стало не до полетов. А вот моя двоюродная сестра Нина свою мечту исполнила: уже в мирное время пошла в аэроклуб, летала, прыгала с парашютом.



Зато Аэлита Самсонова воплотила мечту многих девочек – стала артисткой. Пусть самодеятельной, но с многочисленными гастролями. Пока муж служил, она воспитывала двоих детей, а в свободное время пела в ансамблях и играла в драмкружках. Получала многочисленные грамоты.

Потенциальный «хакер»

Если бы обстоятельства сложились по-другому, Аэлита Ивановна вполне могла бы сделать карьеру ученого. По всем предметам в школе у нее были пятерки, а ее отец надеялся, что она станет выдающимся математиком:

– Я в уме пятизначные числа перемножала! Мы с двоюродной сестрой перед сеансами в кино представления устраивали – показывали математические «фокусы».


После войны Аэлита Ивановна поступила в медшколу, но постоянные переезды и грудной ребенок на руках на учебе поставили крест. Уже в Гомеле она окончила вечернюю школу-десятилетку:

– Училась отлично, сложности только с химией, но с ней мне помогал подросший сын. Когда не было учителя, я с радостью его заменяла на общественных началах – могла со своими соучениками и задачу математическую решить, и литературное произведение обсудить. Меня уговаривали пойти в пединститут, но мне было 38 лет…

Предлагаю Аэлите Ивановне помечтать:

– Сейчас столько профессий и возможностей. Если бы вы снова ока­зались в начале жизненного пути, кем бы стали?

Ветеран улыбается:

– Стала бы «великим хакером»! Сейчас уже тонкостям не научусь, но курсы по компьютерной грамотности для пенсионеров окончила.

Компьютер Аэлите Ивановне привез внук. Она освоила его очень быстро: шлет письма, листает новостную ленту и выходит по скайпу на связь с многочисленными родственниками и друзьями по всему миру – от Египта до Новой Зеландии.


– А разбогатеть вы не мечтали?

– И в мыслях не было. Мы никогда не жили богато. Помню, в детстве хлеб по карточкам выдавали. С утра занимали очередь – номерки писали на руках карандашом, а когда подвозили – бежали за буханками. Перед выдачей их взвешивали: если больше положенного, от буханки отрезали, если меньше – добавляли кусочки. Мы мечтали, чтобы выходило меньше, тогда лишний хлеб мы могли бы съесть по дороге домой!

Нажить имущество, разъезжая по воинским частям, тоже не удавалось. В Гомеле появилась квартира, а потом и «запорожец»:

– Я никогда никому не завидовала. А зачем? Есть у людей деньги ездить по заграницам – рада за них. Смогли стать успешными коммерсантами – молодцы. У меня есть все для жизни, роскоши мне не надо. А теперь еще и окна чистые!


valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter