Вся боль мятущегося века
В августе этого года мы отметили 125 лет со дня рождения Фанни Фельдман, известной под псевдонимом Фаина Раневская. Эта мощная противоречивая фигура притягивает нас и сегодня. За словом в карман актриса не лезла, сборник ее афоризмов такой же ходовой товар на полках современных книжных магазинов, как и модные детективы или дамские романы. Уже почти никто не может проверить авторство этих метких выражений. Ушли Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая — те, с кем Раневская когда-то выходила вместе на моссоветовскую сцену, прославленные ученики знаменитого Юрия Завадского. Такое впечатление, что цитат «от Раневской» с каждым годом становится только больше. За что их ценят? За налет цинизма? За остроумие? Это тоже, но в первую очередь — за пульсирующие в них жизнестойкость и оптимизм. За умение не сдаваться и на любую непонятную ситуацию отвечать улыбкой.
Портрет в историческом интерьере
Одна из жемчужин в фильмографии Раневской — картина Михаила Ромма «Мечта», снятая на киностудии «Мосфильм» в 1941 году и вышедшая на экраны 13 сентября 1943 года. Так что в этом году ленте Ромма исполнилось 80 лет с момента создания. В ней показаны быт Западной Украины и безуспешные попытки обнищавших мещан, как писали когда-то в советской критике про буржуазные романы, «продвинуться по социальной лестнице».Холодный расчет и унижение, любовный порыв и жадность, отчаяние и вера в лучшее — всему находится место в пестрой галерее образов фильма. Раневская играет хозяйку меблированных комнат «Мечта» и фруктовой лавочки Розу Скороход, которая всю свою жизнь посвятила сыну Лазарю. Она остра на язык и никому не дает спуску, но со временем понимает, что не все в ее власти. Есть и «высший суд», как говорится.
«Одна из особенно дорогих мне картин — «Мечта». Она снималась в канун Великой Отечественной войны и закончена в ночь на 22 июня 1941 года», — писал режиссер Михаил Ромм. Действие фильма разворачивается в 30-х годах прошлого века накануне присоединения Западной Украины к СССР. В «Мечте» мы видим людей разного социального положения с типичными для своего времени профессиями, историями и судьбами.
Замысел фильма родился, когда Михаил Ромм в составе группы хроникеров посетил Западную Белоруссию и Западную Украину, путешествуя, по его словам, не столько в пространстве, сколько во времени. Название «Мечта» взято с реальной вывески тесных меблированных комнат. В своих мемуарах Ромм вспоминает, как его поразило отличие тамошних жителей от советских людей. Режиссер говорил, что в «Мечте» он попытался создать «коллективный портрет, осколок общества» и называл эту работу своим любимым фильмом.
«Мечта» смотрится интересно и сегодня. Не только благодаря метким и острым диалогам, ярким характерам, но и благодаря тому, что там зафиксирована некая определенная историческая правда. Нет ни лакировки, ни очернения, ни желания угодить. Только дух времени, а выводы должен делать зритель. Кроме того, сценарий Ромм написал вместе с Евгением Габриловичем. Лучшие сценарии Габриловича входят на поле вышколенной русской классической прозы, не уступающей произведениям Александра Куприна и Ивана Бунина. В них тоже попытка зафиксировать время, свою молодость, свои мечты. Лучший сценарий, который вообще был написан в XX веке советским драматургом, — «Монолог» Евгения Габриловича. Он был великолепно воплощен режиссером Ильей Авербахом.
Лишние люди
Тема единения — духовного, человеческого — получила трагическое воплощение еще в одной знаковой работе Раневской. В спектакле «Дальше — тишина» злой рок в лице финансового кризиса разлучает стариков Куперов.
Действие разворачивается в США в семье Куперов. Придя на обед к родителям, дети узнают неприятную новость: родители вынуждены расстаться с домом из-за задолженности банку. Оплачивать жилье для родителей в складчину дети не хотят, и начинаются споры — куда девать мать и отца? Старики становятся в тягость своим детям. Паре, прожившей 50 лет вместе, приходится расстаться навсегда. Отца забирает дочь из Калифорнии — у нее не находится места для матери, которую отправляют в приют для престарелых женщин. Единственное, что ее волнует, — чтобы муж не узнал об этом. Она берет с сына обещание не рассказывать отцу, где она будет находиться: «Это будет первая в моей жизни тайна от твоего отца». Финальная сцена спектакля — прощание супругов на вокзале перед отходом поезда в Калифорнию.
В этом спектакле обозначен конфликт отцов и детей в обществе потребления. Люси Купер в исполнении Раневской не достучалась до собственных детей, не воссоединилась с мужем, которого блестяще играл Ростислав Плятт. В этом спектакле Фаина Георгиевна вышла на сцену в последний раз 24 октября 1982 года.
Упущенные возможности
В комедии «Подкидыш» героиня Раневской тщетно пыталась воссоединиться с потерявшейся в шумной Москве маленькой девочкой Наташей. Сколько незащищенности, наивности и одновременно напора в ее Ляле!В ленте «Осторожно, бабушка!» персонаж Раневской Елена Тимофеевна, лихой водитель и неистребимый оптимист, выручает из беды энергичную, но неопытную внучку Леночку, отвечающую за строительство нового Дома культуры. Она собирает свою «старую гвардию» и помогает Леночке не ударить в грязь лицом. Милый легкий фильм Надежды Кошеверовой (она же, кстати, один из режиссеров «Золушки» с Раневской в роли мачехи). В нем также снялись Ролан и Леонид Быковы, Сергей Филиппов, Нина Ургант и другие мастера комедийного жанра. Смотришь — и удивляешься, как похож этот фильм на сегодняшние голливудские комедии про стариков: «Пока не сыграл в ящик», «Starперцы», «О Шмидте»… Не удивлюсь, если авторы этих кассовых комедий скрупулезно штудировали советскую киноклассику.
Жаль, что столь яркое дарование, как Фаина Раневская, так и не вышло на международную арену. Несомненно, эта гениальная актриса могла бы украсить любой кинопроект.
Раневская — Луи де Фюнес в юбке. Даже если играла эпизод, умела одной репликой или взглядом, на редкость экономными и выразительными средствами создать характер.ИЗ ДОСЬЕ
Фильм «Мечта» Михаила Ромма снимался во Львове в 1940 году. Сцена воссоединения западноукраинских земель с УССР снята в Черновцах на Театральной площади. Работа над фильмом была закончена 22 июня 1941 года.
АФОРИЗМЫ РАНЕВСКОЙ
♦ «И что только не делает с человеком природа! И все это без наркоза!»
♦ «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно».
♦ «Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник».
pepel@sb.by