День народного единства — хороший повод пересмотреть фильм Михаила Ромма «Мечта» с участием Фаины Раневской

«Мечта» о лучшей жизни

У каждого хорошего артиста есть своя тема, которую он, так или иначе, проводит через все свои роли. Для народной артистки СССР, лауреата трех Сталинских премий, звезды Театра имени Моссовета Фаины Раневской такой темой, видимо, стало человеческое одиночество и стремление преодолеть его во что бы то ни стало, найти отдушину и воссоединиться со своим эго, своей семьей, в некоторых ролях даже со своей страной.

Вся боль мятущегося века

ribalych.ru
В августе этого года мы отметили 125 лет со дня рождения Фанни Фельдман, известной под псевдонимом Фаина Раневская. Эта мощная противоречивая фигура притягивает нас и сегодня. За словом в карман актриса не лезла, сборник ее афоризмов такой же ходовой товар на полках современных книжных магазинов, как и модные детективы или дамские романы. Уже почти никто не может проверить авторство этих метких выражений. Ушли Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая — те, с кем Раневская когда-то выходила вместе на моссоветовскую сцену, прославленные ученики знаменитого Юрия Завадского. Такое впечатление, что цитат «от Раневской» с каждым годом становится только больше. За что их ценят? За налет цинизма? За остроумие? Это тоже, но в первую очередь — за пульсирующие в них жизнестойкость и оптимизм. За умение не сдаваться и на любую непонятную ситуацию отвечать улыбкой.

Раневская не считала, что ее актерская карьера сложилась счастливо. Глядя на ее поздние телевизионные интервью, поражаешься, сколько горечи в глазах этой женщины — как будто всю боль мятущегося XX века вобрали в себя они. Тем не менее и сегодня многие роли в исполнении Фаины Георгиевны не затерялись в архивах и обилии контента, смотрятся живо и интересно, считаются классикой и изучаются в театральных и кинематографических учебных заведениях. 

Портрет в историческом интерьере

Одна из жемчужин в фильмографии Раневской — картина Михаила Ромма «Мечта», снятая на киностудии «Мосфильм» в 1941 году и вышедшая на экраны 13 сентября 1943 года. Так что в этом году ленте Ромма исполнилось 80 лет с момента создания. В ней показаны быт Западной Украины и безуспешные попытки обнищавших мещан, как писали когда-то в советской критике про буржуазные романы, «продвинуться по социальной лестнице».

Холодный расчет и унижение, любовный порыв и жадность, отчаяние и вера в лучшее — всему находится место в пестрой галерее образов фильма. Раневская играет хозяйку меблированных комнат «Мечта» и фруктовой лавочки Розу Скороход, которая всю свою жизнь посвятила сыну Лазарю. Она остра на язык и никому не дает спуску, но со временем понимает, что не все в ее власти. Есть и «высший суд», как говорится.

«Одна из особенно дорогих мне картин — «Мечта». Она снималась в канун Великой Оте­чественной войны и закончена в ночь на 22 июня 1941 года», — писал режиссер Михаил Ромм. Действие фильма разворачивается в 30-х годах прошлого века накануне присоединения Западной Украины к СССР. В «Мечте» мы видим людей разного социального положения с типичными для своего времени профессиями, историями и судьбами.

Замысел фильма родился, когда Михаил Ромм в составе группы хроникеров посетил Западную Белоруссию и Западную Украину, путешествуя, по его словам, не столько в пространстве, сколько во времени. Название «Мечта» взято с реальной вывески тесных меблированных комнат. В своих мемуарах Ромм вспоминает, как его поразило отличие тамошних жителей от советских людей. Режиссер говорил, что в «Мечте» он попытался создать «коллективный портрет, осколок общества» и называл эту работу своим любимым фильмом.

«Мечта» смотрится интересно и сегодня. Не только благодаря метким и острым диалогам, ярким характерам, но и благодаря тому, что там зафиксирована некая определенная историческая правда. Нет ни лакировки, ни очернения, ни желания угодить. Только дух времени, а выводы должен делать зритель. Кроме того, сценарий Ромм написал вместе с Евгением Габриловичем. Лучшие сценарии Габриловича входят на поле вышколенной русской классической прозы, не уступающей произведениям Александра Куприна и Ивана Бунина. В них тоже попытка зафиксировать время, свою молодость, свои мечты. Лучший сценарий, который вообще был написан в XX веке советским драматургом, — «Монолог» Евгения Габриловича. Он был великолепно воплощен режиссером Ильей Авербахом.

Лишние люди

Кадр из фильма «Мечта»
Тема единения — духовного, человеческого — получила трагическое воплощение еще в одной знаковой работе Раневской. В спектакле «Дальше — тишина» злой рок в лице финансового кризиса разлучает стариков Куперов.

Действие разворачивается в США в семье Куперов. Придя на обед к родителям, дети узнают неприятную новость: родители вынуждены расстаться с домом из-за задолженности банку. Оплачивать жилье для родителей в складчину дети не хотят, и начинаются споры — куда девать мать и отца? Старики становятся в тягость своим детям. Паре, прожившей 50 лет вместе, приходится расстаться навсегда. Отца забирает дочь из Калифорнии — у нее не находится места для матери, которую отправляют в приют для престарелых женщин. Единственное, что ее волнует, — чтобы муж не узнал об этом. Она берет с сына обещание не рассказывать отцу, где она будет находиться: «Это будет первая в моей жизни тайна от твоего отца». Финальная сцена спектакля — прощание супругов на вокзале перед отходом поезда в Калифорнию.

В этом спектакле обозначен конфликт отцов и детей в обществе потребления. Люси Купер в исполнении Раневской не достучалась до собственных детей, не воссоединилась с мужем, которого блестяще играл Ростислав Плятт. В этом спектакле Фаина Георгиевна вышла на сцену в последний раз 24 октября 1982 года.

Упущенные возможности

В комедии «Подкидыш» героиня Раневской тщетно пыталась воссоединиться с потерявшейся в шумной Москве маленькой девочкой Наташей. Сколько незащищенности, наивности и одновременно напора в ее Ляле!

В ленте «Осторожно, бабушка!» персонаж Раневской Елена Тимофеевна, лихой водитель и неистребимый оптимист, выручает из беды энергичную, но неопытную внучку Леночку, отвечающую за строительство нового Дома культуры. Она собирает свою «старую гвардию» и помогает Леночке не ударить в грязь лицом. Милый легкий фильм Надежды Кошеверовой (она же, кстати, один из режиссеров «Золушки» с Раневской в роли мачехи). В нем также снялись Ролан и Леонид Быковы, Сергей Филиппов, Нина Ургант и другие мастера комедийного жанра. Смотришь — и удивляешься, как похож этот фильм на сегодняшние голливудские комедии про стариков: «Пока не сыграл в ящик», «Starперцы», «О Шмидте»… Не удивлюсь, если авторы этих кассовых комедий скрупулезно штудировали советскую киноклассику.

Жаль, что столь яркое дарование, как Фаина Раневская, так и не вышло на международную арену. Несомненно, эта гениальная актриса могла бы украсить любой кинопроект.
Раневская — Луи де Фюнес в юбке. Даже если играла эпизод, умела одной репликой или взглядом, на редкость экономными и выразительными средствами создать характер.
ИЗ ДОСЬЕ

Фильм «Мечта» Михаила Ромма снимался во Львове в 1940 году. Сцена воссоединения западноукраинских земель с УССР снята в Черновцах на Театральной площади. Работа над фильмом была закончена 22 июня 1941 года.

АФОРИЗМЫ РАНЕВСКОЙ

♦ «И что только не делает с человеком природа! И все это без наркоза!»

♦ «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно».

♦ «Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter