Майя Менглет

Атеры советского кино
В воскресенье на канале «Россия» в 14.20 смотрите «Дело было в Пенькове»

В пионерском детстве я была почему–то уверена, что актриса Майя Менглет и Софи Лорен — один человек, поэтому страницу из иностранного журнала с фото итальянской актрисы и открытку из серии «Актеры советского кино» с Майей Менглет старательно вклеила в альбом рядышком. Нет проблем! Раскосые глаза, похожие прически, обе одеты в платья нездешнего кроя... Главное, что этих красавиц объединяли их экранные образы: Менглет с Тихоновым, а Лорен с Мастроянни бились за гендерные стереотипы насмерть!

В студенчестве, когда смотрела фильм «Дело было в Пенькове», обуяла жажда справедливости: хотелось, чтобы агрономша Тоня осталась жить с трактористом Матвеем. Нет, конечно же, невинную с моей тогдашней точки зрения ситуацию, где «парней так много холостых, а я люблю женатого», теоретически я «догоняла». Но только теоретически. Короче, все мои претензии к создателям фильма исчезли, когда эта лирическая песня переросла в лейтмотив моей жизни. Наверное, тысячу раз был прав тогда 35–летний Ростоцкий, когда придумал свой вариант хеппи–энда в фильме о Пенькове. Но «фишка» в том, что тысячу лет женщины будут думать иначе, чем Ростоцкий!

А то!

Кстати, вот уже как 50 лет (!) песня о золотых огнях на улицах Саратова звучит с экрана и ситуационно. Да, есть еще одна дата к месту. Завтра режиссеру Станиславу Ростоцкому исполнилось бы 85 лет. Два слова для фона. Во времена молодости режиссера наш послевоенный кинематограф, как сказали бы сейчас, круто поднимался. В 50–е годы вовсю работали прошедшие фронт режиссеры Чухрай — «Баллада о солдате», Бондарчук — «Судьба человека», Кулиджанов — «Дом, в котором я живу», Шукшин — «Живет такой парень», Калатозов — «Летят журавли»... На подходе с картиной «Иваново детство» — Андрей Тарковский. Актеров открывали в каждой картине! Ростоцкий — Тихонова, Кулиджанов — Ульянова, Хуциев — Рыбникова... Фильм «Дело...» по–новому раскрыл Вячеслава Тихонова и стал дебютом замечательной актрисы Майи Менглет.

Словом, золотое было время, и картины, созданные тогда, вошли в золотой фонд советского кинематографа.

Фильм «Дело было в Пенькове» — рассказ о любви. Ростоцкий придумал и снял мелодраму в колхозе с участием красавца–тракториста Вячеслава Тихонова и очаровательных колхозницы Светланы Дружининой и молодого специалиста Майи Менглет. На роль агрономши Тони пробовалось много актрис, в том числе и жена Ростоцкого Нина Меньшикова. А вот соперницу Ларису, по мнению многих, должна была сыграть или Нонна Мордюкова, или Людмила Хитяева. Скромная девушка–агроном, которую в итоге сыграла Майя Георгиевна, чуть не отравленная ревнивой соперницей, полюбилась зрителям и в городе, и на селе.

Говорят, во время работы над фильмом «Дело было в Пенькове» актеры жили в деревне. Ходили в той же одежде, в которой снимались. И местные жители, кажется, даже забыли, что перед ними столичные артисты. Сочувствовали агрономше — Майе Менглет, недолюбливали Светлану Дружинину, отождествляя их с героями фильма. Ну а Вячеслав Тихонов был для них просто своим парнем! Особенно когда задушевно спел под баян в клубе «На деревне не скрыться, не спрятаться». Даже приезжее начальство удивлялось: откуда в колхозе новый удалой тракторист? Впрочем, Тихонова тоже утвердили не сразу. Уж очень у него интеллигентный вид. Никто не верил, что он будет похож на деревенского парня, хулигана и драчуна. Но он даже пошел на жертвы: выстриг свои густые брови и высветлил волосы...

Параллельно съемкам Майя Менглет репетировала с Олегом Ефремовым роль в дипломном спектакле. Героини фильма и спектакля были совершенно разными... «И вот приходила на репетицию, Ефремов говорил: «Майя, что с тобой, что ты такая скованная, куда все девалось то, что мы вчера нашли». Приходила на съемку, Ростоцкий говорил: «Майя, да что ж такая разбеша, да что ж такое...» — вспоминала актриса. Словом, нигде не получалось. Однако...

Дебют Майи Менглет в большом кино был действительно триумфальным: «Я шла от дома к театру, и везде висели мои портреты, огромные, где вот, знаете, кадр, когда я лежу в постели и слушаю эту знаменитую песенку: «Огней так много золотых...», лежу со слезами на глазах и, так сказать, думаю о своей горькой судьбине».

Не поверите, но роль Тони, как потом окажется, единственная крупная работа в кино Майи Менглет. Так сложилось.

А в начале 60–х, как сказали в одной из российских телепрограмм, к отцу Майи Менглет — известному народному артисту СССР Георгию Менглету — подходили и спрашивали: «Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?»

В ту пору красавец и острослов Георгий Менглет был настоящим кумиром театральной столицы. Особенным успехом он пользовался у женщин. В семье Менглетов царил культ отца. В одной телевизионной программе актриса вспоминала: «Он был очень избалован в доме, он такой был немножко эгоист в нашей семье. Ну, может быть, поэтому вот моя мама не продолжила и карьеру...» Здесь наверняка подразумевается период, когда отец Майи в зрелом возрасте оставил семью и женился на известной актрисе из своего театра Ирине Архиповой.

Во время семейного разлада родителей Майе было 26 лет, она растила 6–летнего сына... Казалось бы, всему можно найти объяснение, но ее рана долго не заживала: «Я, когда папа приходил, закрывалась в ванной или в туалете и не могла — рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это невозможно пережить». Но у нас, видно, разные темпераменты, разные эмоции, и это было очень напряженное время»... После этого развода Майя 25 лет не была в доме отца. И лишь после того как ушла из жизни мама, она смогла прийти к нему в гости. Но об этом актриса редко вспоминает.

Родилась Майя в 1935 году, в кино сыграла еще ребенком. Она даже прыгала в небольшом фильме с парашютом. Потом ходила показываться в Щукинское училище. Кстати, именно там она повстречала своего будущего мужа, актера Леонида Сатановского.

Детство Майи Менглет прошло в Воронеже, на родине отца, в эвакуации она была в Сталинабаде. После победы, когда Георгия Менглета пригласили в Театр сатиры, девочка перебралась к родителям в Москву. Окончила школу–студию МХАТ, служила вместе с супругом в Театре имени Станиславского. Участвовала во многих репертуарных спектаклях. Растила двоих сыновей....

В 1978 году произошло событие, которое разделило семью Менглетов. Старший сын, который в это время заканчивал ГИТИС, влюбился в немку, она училась в МГУ, и решил уехать на Запад. Хотя к тому времени у него была перспектива в Театре имени Маяковского...

Остается только догадываться, что пережила семья Майи Менглет во времена Брежнева. Если вы помните, то тогда не только брак, а и просто общение с иностранцами не приветствовалось...

Сын в итоге женился и уехал. Два года молодые жили в Германии, а затем переехали в Австралию. Позже к ним перебрался и младший. Много лет спустя Майя Менглет в телевизионном интервью скажет: «Мой сын, старший, актер и моя внучка, младшая, безумно похожи на Георгия Павловича (отец актрисы. — Прим. авт.). Старший сын работает в Австралии в англоязычном театре, снимается в кино, на телевидении. Однажды мы с мужем смотрели его спектакль в Австралии. Как только он вышел на сцену, я закрыла глаза просто от испуга... Слышу голос мужа: «Ты посмотри, это же Жорик, Жорик». У него такая же улыбка, знаете, с ямочками. Тембр голоса, манера... Папа мой иногда, я как сейчас помню, на сцене когда играл, делал своеобразное движение, и Алешка делает то же самое. Это удивительно».

Младший сын увлекся химией и уже стал доктором наук. Майя Георгиевна при каждой возможности навещает сыновей и двух внучек. О театре и о возникшем конфликте не вспоминает. Говорит лишь, что несправедливо поступили с ее мужем. Но заявление первой подала именно она.

«У меня есть компенсация, у меня есть дом, у меня есть тыл. Если бы у меня этого не было, я бы сникла совершенно. Это так бывает: человек держится, держится, а потом раз — его подсекают. Когда мы ушли из театра, это были страшные секунды в нашей жизни».

Возможно, в Майе Георгиевне говорит обида, но за плечами этой актрисы опыт, хорошие роли в театре и кино. К тому же она не только актриса. Она прекрасная жена, любимая мама и бабушка...

И просто, буду думать, счастливый человек.

Подготовила Жанна ВАСАНСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter