Майор Калинин -человек из стали

"Добро должно быть с кулаками".
"Добро должно быть с кулаками"... В философском смысле с этим постулатом сегодня согласны многие, но в повседневной жизни, увы, чаще всего бывает так, что на стороне справедливости оказывается не самый сильный и ловкий человек. Поэтому в конкретных ситуациях, когда требуется разобраться с хулиганами или нейтрализовать опасных преступников, остается уповать лишь на помощь настоящих профессионалов.

Таких, как старший инспектор-методист БФСО "Динамо" майор внутренней службы Петр Калинин. Для большинства любителей спорта это имя ассоциируется прежде всего с историей развития восточных единоборств в нашей стране. Один из руководителей Белорусской федерации традиционного каратэ-до, заслуженный тренер Республики Беларусь, чемпион СССР и Беларуси, многократный победитель международных соревнований, обладатель пятого дана по каратэ-до - это далеко не полный, но, согласитесь, впечатляющий список регалий нашего сегодняшнего собеседника. Сейчас Петр Калинин отвечает за физическую подготовку белорусских милиционеров.

- Петр Михайлович, а какими мотивами руководствуется титулованный каратист, переходя на службу в органы внутренних дел?

- И мой отец, и дед были военными. Я же в армию, как ни странно это звучит, не прошел по состоянию здоровья. И по этой причине занялся спортом, в котором впоследствии сумел кое-чего добиться. Вот и решил делиться опытом с теми, кто противостоит преступности, ежедневно рискуя при этом здоровьем и даже жизнью.

- А как бы вы оценили нынешний уровень физической подготовки наших милиционеров?

- В этом году состоялись контрольные занятия по огневой и физической подготовке с сотрудниками некоторых подразделений МВД. Аналогичное мероприятие последний раз проводилось 3 года назад и, естественно, были опасения, что итоги могут оказаться далеко не впечатляющими. Но более половины офицеров выполнили нормативы на "хорошо" и "отлично". Так что налогоплательщики могут быть спокойны - их защищают неплохо подготовленные специалисты.

- Не завышены ли, на ваш взгляд, требования к физической форме отечественных пинкертонов. Или, наоборот, занижены?

- Ничего сверхъестественного от милиционеров не требуется. Например, норматив по бегу в одной из возрастных групп можно выполнить даже... пешком. Конечно, я утрирую, но это очень близко к истине. А вообще в милиции ведь существуют разные подразделения. И если специфика работы какого-то сотрудника связана прежде всего с интеллектуальной деятельностью, то ему, на мой взгляд, совсем необязательно быть отличным спортсменом и владеть серьезными навыками самообороны. Что же касается спецподразделений или служб, непосредственно соприкасающихся с криминальными элементами, естественно, им это просто необходимо. Допустим, патрульно-постовая служба. Не секрет, что многие милиционеры не умеют правильно пользоваться даже резиновой дубинкой (или правильнее - тонфой). Я уже давно написал методическое пособие по использованию этого предмета самозащиты, но, к сожалению, пока есть сложности с его опубликованием. А используй милиционер изложенные рекомендации, дубинка действительно могла бы превратиться в грозное оружие...

- Может быть, стоит придать каратэ статус базового вида спорта в МВД?

- Во многих странах Западной Европы это сделано. Я уж не говорю о Востоке, где в основу физической подготовки местной полиции заложены национальные виды единоборств. Когда я учился в Академии боевых искусств Калифорнийского университета, неоднократно разговаривал с полицейскими на эту тему. Оказалось, что у них нет слепой приверженности одному виду самозащиты, как у нас. Там существует множество секций на любой вкус. На базовых занятиях полицейские обучаются необходимому минимуму: владение дубинкой, отработка основ ударов и т.д. Дальнейшее самосовершенствование - исключительно по личной инициативе, которая, впрочем, зачастую поощряется материально. Что касается каратэ как базового вида спорта в наших правоохранительных структурах... Видите ли, в этом единоборстве существует своя специфика. Каратэ ведь не только способ самозащиты, но и определенная философия, культура, которые для нас не всегда приемлемы и понятны. А отдельные элементы каратэ в той или иной степени присутствуют и в отечественных видах: рукопашном бою, самбо и т.п.

- Петр Михайлович, а правда ли, что среди представителей вашего вида спорта достаточно много заядлых курильщиков? Как вообще это может сочетаться?

- Сам я очень спокойно отношусь к курящим. Вкус сигареты однажды попробовал, но сразу понял, что это не мое. Что касается курильщиков среди каратистов, то их не больше и не меньше, чем среди остальных людей. Хотя они, конечно, есть. Например, японец Мураками много курил и умер от рака легких, однако каратист был просто великолепный. Легенда мирового каратэ профессор Нишияма тоже курит. У любого человека всегда есть какие-то слабости. Он не может быть сделан из стали, чем бы ни занимался. Вместе с тем лично я скорее причислил бы себя к борцам с курением.

- Пик восторженного отношения к восточным единоборствам, похоже, миновал. А вы до сих пор фанатично преданы каратэ. Почему?

- Этот спорт стал частью моей жизни и заставляет постоянно совершенствоваться. Сейчас, допустим, я серьезно увлекаюсь восточной культурой, изучаю японский язык, основы чайной церемонии, даже в повседневной жизни на моем обеденном столе главный прибор - традиционные японские палочки. Но суть даже не во внешней атрибутике. Каратэ для меня в первую очередь - память о том, чего я смог достигнуть в жизни. Каждый человек ставит перед собой определенные цели, и процесс их достижения подобен подъему на Эльбрус. Зато, покорив вершину, он может сказать любому: "Я был наверху, это прекрасно".

- Приходилось ли когда-нибудь применять свои навыки вне спортивного зала?

- К счастью, нет. Я занимаюсь каратэ уже более 25 лет. Если в детстве еще приходилось часто бездумно махать кулаками, то, повзрослев, я понял, что соперника важно побеждать прежде всего психологически. Кстати, два последних дана я получил за свои научные работы, и некоторые практики, которых я тренирую, относятся к этому с плохо скрываемым сарказмом. Мол, сам-то ты пробовал, каково это - идти на человека, вооруженного ножом или пистолетом. В таком случае я парирую: "Друг без друга мы ничто. От того, что ты неоднократно схватывался с бандитами, умения обезвреживать их у тебя не прибавилось". С другой стороны, многие из тех, кто у меня занимается, неоднократно благодарили за навыки, которые им помогли в экстремальных ситуациях или даже спасли жизнь.

- Но ведь бывают и безвыходные положения? По принципу "против лома нет приема". Что тогда?

- Если я скажу, что в любой безвыходной ситуации есть спасительная лазейка, то Америки этим не открою. Тем не менее в случае опасности люди попросту забывают об этом. Например, на вас направили пистолет и грозят убить. Положение серьезное, но не безвыходное. Хотя бы потому, что если сразу не убили, значит, чего-то от вас хотят. И чем дольше с вами разговаривают, тем больше шансов на спасение. Тренировки нужны для того, чтобы моделировать подобные ситуации и учиться искать выход.

- Приобретение практических навыков, безусловно, очень важно, но как быть тем, у кого нет на это времени?

- Сейчас я разработал методическое пособие "Основы боевого воздействия на зоны и точки человеческого тела". Уже есть материал, где описаны методы психологического воздействия на противника. На мой взгляд, такие знания просто необходимы сотрудникам милиции, которые несут службу на улицах. Понимаю, что это может вызвать у некоторых людей в форме улыбку, но не осуждаю их. Новое на начальном этапе всегда приводит к негативной реакции. Важно понять, насколько новаторская идея целесообразна, мешает или помогает она делу. Известная ситуация: пятеро сотрудников милиции не могут затолкать в машину одного здоровенного хулигана. Представляете себе зрелище для зевак? Думаю, излишне говорить о том, насколько подобного рода моменты дискредитируют милицию. А ведь, если бы милиционеры знали хотя бы часть того, что сегодня известно науке, уверен, подобных казусов не возникало бы.

Вообще, для того, чтобы иметь высокопрофессиональные правоохранительные органы, требуется системный подход. Например, сотруднику ГАИ просто необходимо знать правила поведения на трассе: как проверять документы, нужно ли выходить водителю из машины и т.д. В той же Америке, если полицейский остановил автомобиль, водителю вообще нельзя двигаться. Когда к тебе подошел патрульный, руки должны быть на руле, иначе живо почувствуешь вороненый ствол у виска. Причем без предупреждения. Я это на себе прочувствовал, когда как-то раз по привычке полез в карман за документами. А у нас и оскорбление милиционера не считается чем-то из ряда вон выходящим.

- Служба когда-нибудь закончится. Каким видите свое будущее?

- Я этого не боюсь - просто появится возможность целиком отдаться любимому делу. У меня ведь есть и школа, и федерация. Возможно, попробую себя на тренерской работе за границей, откуда уже поступали предложения. Ну а еще, безусловно, хочется выйти на площадку - теперь, естественно, не ради медалей. Я сегодня чувствую в себе немалый физический потенциал.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter