Беларусь Сегодня

Минск
+15 oC
USD: 2.08
EUR: 2.32
Источник: Знамя юности
Знамя юности

Трансформер, AR-шлем и голограмма вместо учителя. Какая она – школа будущего?

Математика от Питта, английский от Джоли

В век информационных технологий без интернета и всевозможных гаджетов не обходится практически ни одно учебное заведение. Пропущенный урок ребята загружают из облака, а домашнее задание записывают в электронный дневник. Урок английского проводит робот, а математику голливудская звезда. Какая она, школа будущего? Давайте пофантазируем!


Примерно половина учреждений образования присоединилась к проекту «Электронная школа». Учителя заносят оценки не только в бумажный журнал, но и в специальную форму на компьютере. Родителям больше не нужно ждать собрания, чтобы убедиться, все ли двойки выставлены в дневник, а ученики приходят на занятия без книжек, только с планшетом. О том, какой будет школа через несколько лет, «Знаменка» рассуждала с директором Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Павлом Лисом.

Кластер и голограмма

Будущее сферы образования тесно связано с информатизацией: внедрением интер­активных учебников, развертыванием беспроводных сетей и использованием виртуальных лабораторий. Вскоре у нас появится респуб­ликанская информа­ционная образовательная среда:

– Мы продвигаем идею создания корпоративной сети Министерства образования, которая позволяла бы получить доступ из всех уголков страны к необходимым материалам. Она будет содержать, к примеру, уроки лучших педагогов. Школьники, которые пропустили занятие, смогут учиться дома, в больнице и даже в деревне у бабушки, если там есть доступ в интернет.

И если дистанционное обучение для нас – дело привычное, то уроки, на которых в роли учителя выступает голограмма, – в диковинку. Математика от Питта и английский от Джоли? Специалист уверен, что это вполне возможно:

– Уже известно, какие школы обретут элементы технических кластеров (предполагается, их будет 22). Кабинеты информатики, оборудованные по последнему слову техники, будут работать с облачными технологиями. Мы хотим показать, что целая система может функционировать на базе отдельно взятой школы, а затем попробуем подключить к сети целые районы и города. На базе кластеров применение новых технологий начнется с факультативов по информатике, не исключено, что впоследствии они станут  частью школьной программы. Радует, что у нас хватает педагогов-энтузи­ас­тов, готовых тестировать новые методики.

Трансформер и AR-шлем

То, что будущее – за смешанным обучением, при котором обычные занятия дополняются дистанционными, игровыми, проектными формами, ни для кого не секрет. Сейчас голову ломают над тем, как это соединить. Павел уверен, что учебник-трансформер очень скоро вытеснит традиционные талмуды:

– Он совмещает в себе и теорию, и яркие, удобные для запоминания примеры. Прошли параграф по физике об электрическом токе – дополнили общую картину коротким фильмом и презентацией. Чтобы развивать творческий потенциал, весь мир вводит проектное обучение. Так, освоив тему по физике, ученик получает задание самостоятельно разработать прототип двигателя.

Если бы наши бабушки узнали, что на уроках ребята будут сидеть в шлемах дополненной реальности, они бы в это не поверили. Но технологии развиваются семимильными шагами и то и дело стремятся прорваться в учебный процесс. Павел Лис такому факту только рад:

– Уже сегодня существует несколько образовательных проектов, в которых применяется такой шлем. Например, на географии можно путешествовать по всей планете, останавливаться в различных городах, видеть местных жителей и слушать их речь.


Цифровой журнал и система менеджмента

Не последнее место в организации учебного процесса занимают вопросы безопасности. Павел прогнозирует большие перспективы системе распознавания лиц:

– Одна из белорусских компаний обратилась к нам с предложением установить видеонаблюдение в школах. Вместе с контролем безопасности мы попытались научить компьютер распознавать эмоции учеников. Камера будет фокусироваться на лицах, считывая их изображения. На основании полученных данных она просчитает, какие предметы и в какое время лучше усваиваются, когда класс устал, а когда может продолжать работать. Это позволит нам скорректировать расписание и программы обучения.

Безбумажный документооборот – еще один признак цифровой школы:

– Многие учебные заведения уже внедрили системы контроля успеваемости и посещаемости учеников. Наша главная задача – оцифровать журнал. До сих пор это было сложно сделать, потому что с точки зрения нормативных требований он неприкосновенен. Такой документ подлежит сдаче в архив, однако концепцию хранения журналов в цифровом виде мы уже прорабатываем.

Возможно, и до внедрения автоматизированной системы менеджмента, помогающей управлять учебным процессом, остается всего несколько лет. Она позволяет планировать и распределять время, а также определяет, какие инструменты для этого нужны, помогает правильно формулировать задачи и цели, грамотно их разделять, расставлять приоритеты и т. д. К примеру, если учитель заболел и не пришел на урок, она автоматически найдет ему замену и оповестит об этом коллектив.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости и статьи