Источник: Знамя юности
Знамя юности

Повспоминать и посмеяться. Зачем белорусы хранят старые школьные дневники

Математика – 9, поведение – неуд

Не смогли попасть на вечер встречи выпускников в прошлую субботу? Желаете поностальгировать по временам, когда деревья были выше, каша в столовой – вкуснее, а 45 минут урока казались вечностью? Предлагаем вместе полистать старые школьные дневники, которые, как оказалось, хранят очень многие, причем часто – за все 11 лет.

11 дневников + 1 букварь

Татьяна Рипинская, педагог-организатор, агрогородок Раков Воложинского района:

  – В детстве мне нравилось листать старый папин дневник, сравнивать его отметки со своими: «О, у него четыре по математике – по «десятибалке» это была бы семерка. Прямо как у меня!» Поэтому решила сохранять и свои дневники тоже: вдруг однажды детям захочется посмотреть, как училась их мама.

В моей коллекции 11 дневников и букварь, по которому училась складывать слоги в слова в первом классе Раковской средней школы. Отметки внутри в основном хорошие, замечаний практически нет – разве что за беготню на переменках. У нас в этом плане был непростой класс – шустрый, суперподвижный. Учителя жаловались, что после нас каждый год надо менять в кабинете дверные ручки – так сильно мы за них хватались.

По школе скучать не приходится: после окончания Белорусского государственного университета культуры и искусств вернулась сюда педагогом-организатором. Так что на вечер встречи прихожу не в качестве гостьи – отвечаю за все, что происходит на сцене.

Тот самый хулиган с задней парты

Алексей Мойченко, менеджер-экономист, Минск:

– Я тот самый хулиган с задней парты. Поэтому мои дневники (а я окончил минскую политехническую гимназию № 6) были пестрыми от замечаний. «Вырывал цветы из горшков в коридоре», «Не работал на уроке труда, плевал соседу в лицо, размахивал ножницами» – и это далеко не полная коллекция. Сейчас, перелистывая страницы, вижу закономерность – на одном развороте учитель пишет: «Прошу родителей срочно зай­ти в школу!», а на следующей неделе у меня сплошные четверки и пятерки – видимо, возымел действие родительский втык.

В качестве наказания педагоги часто оставляли меня после уроков драить полы, до скрипа вытирать доску. Помню, однажды почти профессионально вымыл полы во всей квартире, немало удивив родителей: «Ты это умеешь?!» Постеснялся признаться, что вынужден делать это практически каждый день.

При этом учился я неплохо. Правда, никогда не мог заставить себя делать то, что неинтересно. Зато если предмет нравился, буквально горел им: помню, когда только началась химия, ходил на все факультативы и допзанятия.



После школы получил специальность механика по ремонту лифтового оборудования, затем окончил Белгосуниверситет, став менеджером-экономистом. В сентябре мой сын пойдет в первый класс этой же гимназии. Уже пообещал себе, что за замечания и плохие отметки ругать не буду – умение получать знания гораздо важнее.

«Что задали?» – «Программу КПСС»

Светлана Халевина, воспитатель, агрогородок Олехновичи Молодечненского района:


– Свой школьный дневник за выпускной десятый класс (а я окончила Олехновичскую среднюю школу) храню уже 30 лет. Во многом из-за пожеланий, которые оставили на последних страницах учителя и одноклассники. Так, педагог-организатор написал: «Жадаю быць удачнікам!» А классная оставила на память афоризм: «Будзь ні горкай і ні салодкай. Бо горкую праклянуць, а салодкую праглынуць».

Нынешнему школьнику в моем дневнике многое показалось бы странным. Например, домашние задания по предмету «Общество»: «Социализм, политические доклады», «Программа КПСС, часть вторая». Еще одна особенность – отсутствие уроков по четвергам. В расписании значился только один предмет – «Труды», причем занятия проходили не в школе, а на местной птицефабрике. Сначала нам читали лекцию, а затем мы полноценно работали: стояли на упаковке и мойке птицы, сколачивали ящики. Здесь же на летних каникулах организовывался лагерь труда и отдыха: после девятого класса мы так хорошо поработали, что руководство птицефабрики организовало для нас поездку в Москву.

«Д» значит «дисциплина»

Мария Сивякова, педагог-организатор, Береза:


– Я храню не только дневники за одиннадцать лет, но и первый школьный ранец. Ярко-фиолетовый польский портфель с желтыми застежками был предметом зависти всех одноклассниц. Честно отходила с ним на уроки в Березовскую базовую школу имени А.Н. Заставного первые четыре года. Носила бы его и дальше, если бы не ручка, которая вырвалась с мясом. Видимо, не выдержала груза знаний

Отметки у меня были хорошие: школу окончила со средним баллом 9.0. А вот поведение часто страдало, особенно в начальных классах – уж больно я любила поговорить. В этом случае учитель ставила в дневнике букву «Д», что означало «дисциплина». А родители должны были расписаться рядом с ней, мол, видели, знаем и примем меры. В старших классах наказывали по-другому: во время контрольных и проверочных работ учителя садили меня рядом с собой, потому что знали, что я могу подложить под свой листочек копирку, а затем пустить решенный вариант по классу.

«Играет в футбол яблоком»

Евгений Лосинец, студент, Мозырь:


– Я был из тех школьников, кто за один учебный день умудрялся собрать в дневнике коллекцию из четырех замечаний. «Не готов», «Не готов», «Поведение неуд», «На уроке не слушает» – это я вам сейчас зачитываю запись за второе мая 2007 года. Есть и более оригинальные замечания: «Нет совести», «Играет в футбол яблоком». Причем они всегда соседствовали с хорошими оценками. Но это не спасало: родителей регулярно вызывали в школу, а собраний я боялся больше всего на свете.

В старших классах (я учился в мозырской гимназии имени Я. Купалы) взялся за ум. После школы без проблем поступил в вуз: в этом году оканчиваю Белорусскую государственную академию авиации.


Иногда думаю: зачем я храню все эти дневники? Наверное, чтобы лет через 20 был повод собраться семьей за чашкой чая и вместе посмеяться.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter