Мастера «немых сцен»

Кого боятся ревизоры?
Кого боятся ревизоры?

Зайдя в офис одного могилевского коммерсанта, увидела странную картину. Шел ремонт, рабочие что–то носили, переставляли, клеили и красили. При этом ни директора, ни главного бухгалтера не было на месте, да еще строители уверяли, что никого в ближайшие дни мне не найти, потому что все в отъезде. Вообще–то, конечно, в ремонте нет ничего страшного, дело обычное и даже похвальное. Но для меня, начинающего инспектора, это было ударом.

Отправляя меня на первую в жизни проверку, руководитель — начальник отдела цен управления экономики горисполкома Василий Евгеньевич Острошапкин — несколько раз предупредил:

— Смотри, нужно вложиться в срок, указанный в предписании, а то у проверяемых будут все основания не пустить тебя на порог и не показать документы. И удостоверение не забудь — его тоже обычно спрашивают.

А я–то до сих пор, как и многие, считала, что проверяющих все боятся, а сами они — никого.

В первый же день на «новой работе» я поняла, что заблуждалась. Оказывается, почти все проверки должны быть включены в координационный план контрольной деятельности по Могилевской области (он составляется дважды в год). Конечно, бывают и неплановые ревизии, к примеру, по жалобам, но и их нужно согласовать в областном Совете по координации контрольной деятельности. Кстати, никто из этого плана секрета не делает — руководитель любого предприятия, бизнесмен всегда имеет возможность узнать, когда к нему придут контролеры, на сайте Могилевского горисполкома. Если же ревизор проявит инициативу и начнет действовать не по плану, ничем хорошим ни для него, ни для его начальства это не закончится. Мало того что в учреждении, куда он нагрянет, его вряд ли встретят с почестями, так еще и руководителю контролирующего органа грозит штраф до 50 базовых величин.

...Считается, что в любой организации инспектора стараются задобрить, завалить подарками. Получается, главное не поддаться соблазну, тем более что если на рейдовые проверки обычно ходят по двое, то на все остальные чаще — по одному. Действительно, изредка такое случается, и тогда самый лучший выход из положения — позвонить в свою службу и попросить кого–то из коллег прийти на выручку: вдвоем от чрезмерного гостеприимства отбиваться легче.

Случаются и конфликтные ситуации: кто–то кричит, что надоели ревизоры, другим чем–то не угодил именно этот проверяющий. С бизнесменами дополнительные сложности: то их нельзя сразу найти, то нет доступа к документации, потому что, дескать, бухгалтер забрала бумаги домой, уехала, заболела, уволилась и т.д.

А вот из области курьезов. Было дело, пришли проверяющие (правда, не из отдела цен горисполкома, а из межрайонного отдела экологического надзора ГАИ) в одно из могилевских ЖЭУ, спросили, где найти начальника, и услышали в ответ, что руководитель у себя в кабинете. Заходят в кабинет, а он пуст. Оказалось, начальник пряталась... в шкафу. Немая сцена!

Вообще–то любой руководитель или бизнесмен, конечно, знает, что за препятствие в проведении проверки предусмотрена серьезная ответственность, но, если в документах что–то не в порядке, многие все же стараются избежать встречи с ревизорами или хотя бы ее оттянуть.

Как это иногда делается, мне рассказали коммерсанты.

— О проведении рейдов мы узнаем сразу, такие вести быстро разносятся по рядам, — гордятся своей находчивостью владельцы нескольких торговых киосков, расположенных вблизи рынка. — И тогда срочно вывешиваем на своих павильонах таблички типа «Прием товара» или «Технический перерыв», а сами выходим на остановку (в лицо–то нас не знают) и, делая вид, что ждем автобуса, посматриваем, как проверяющие, не найдя нас, уходят ни с чем.

Тем, кто не успевает покинуть рабочее место, тоже, по их словам, иногда удается перехитрить контролеров — ссылаются то на санитарный день, то на отсутствие владельца торговой точки. Дескать, хозяин еще не приехал, поэтому мы сегодня не работаем.

Приемщик мастерской по ремонту фотоаппаратов и мобильных телефонов несколько раз отговаривался тем, что не может открыть ревизорам дверь (с клиентами он общается через окошко), потому что совладелица бизнеса — жена — закрыла его на ключ, а сама ушла по делам.

Коммерсанты часто жалуются, что требования к ним непомерно высокие, что за каждую неверно заполненную бумажку можно «без штанов остаться». Проверяющим в этом смысле приходится не легче. Они не только должны четко помнить, как нужно вести документацию тем, кого они проверяют, но и как заполнять журнал учета проверок, акты, справки, протоколы.

...Отсутствовавшие в офисе коммерсант и бухгалтер уже на следующий день были на своих рабочих местах, но проверять их отправился уже опытный инспектор, а не я. Ведь дилетанту с такой задачей не справиться. Чтобы браться контролировать ценообразование, нужно не только иметь высшее экономическое образование, но и колоссальный опыт.

Фото Александра Лазарева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter