Мастер спорта по живописи

На тему спорта так много картин, как белорусский художник Владимир Новак, не пишет, наверное, никто. По крайней мере, на территории СНГ, уверяет он сам

На тему спорта так много картин, как белорусский художник Владимир Новак, не пишет, наверное, никто. По крайней мере, на территории СНГ, уверяет он сам. Футбол, хоккей, большой теннис, фигурное катание, конный и парусный спорт — чего только нет на его картинах! Темой спорта художник увлекся еще в студенческие годы, и с тех пор (в этом году Владимир Леонтьевич отметил 75-летний юбилей) она его так и не отпускает. Сложно ли изображать спорт, почему художника можно сравнить с писателем, правда ли, что Новака “завербовали” в артисты во время работы в Китае, какое влияние на него оказала Америка и какие темы, кроме спорта, интересуют мастера?

Владимир НОВАК о том, как из художника превратился в артиста:

— Лет пять назад я около года работал по контракту в Китае, учил китайцев рисовать. Помню, иду как-то по городу, он располагался недалеко от Гонконга, и вдруг меня останавливают трое: “Вы нам нужны! Сниматься в кино. Нам срочно нужен европеец”. А тогда европейцев в Китае сложно было отыскать. Мне дали сразу две роли. В первой я играл наемщика детей-рабов. А во второй — бизнесмена, который на одном из заседаний должен был произнести речь. Поскольку китайского я не знаю, мне предложили произносить все, что взбредет в голову. Я и говорил, мол, китайцы такие хорошие люди, гостеприимный народ и так далее. Фразы закончились. Я и начал: “Эти китайцы так мне уже опостылели... Сложно отыскать где-то еще настолько вредных  людей...” И при этом, как мне и было сказано, вел я себя нагло, курил сигару, размахивал руками. Вдруг сигара погасла, я попытался ее поправить, а она улетела через стол к одному из сидящих. Ну, думаю, все — сейчас выгонят. Но после съемок подошли ко мне и показали жестами: “Сыграл — во!” Это был многосерийный фильм, которого я даже не видел. Но опыт оказался очень интересным.

— Владимир Леонтьевич, попав в вашу мастерскую, сразу хочется спросить: кто из известных спортсменов переступал ее порог?

— Приходили теннисистка Наталья Зверева, борец Александр Медведь, фехтовальщик Виктор Седяк, велогонщик Владимир Каминский... Я много писал олимпийцев. В этом году вдохновился выступлением Даши Домрачевой на Олимпийских играх в Сочи. Вот почему ее портрет можно увидеть в моей мастерской. Даже не один, а сразу два, причем довольно необычных. Знал, что многие художники бросятся ее рисовать и станут изображать кричащую, радостную, с поднятыми руками. А мне хотелось сделать спокойный портрет, где Даша умиротворенно стоит или сидит. Без всякого пафоса. Такой она у меня и получилась.

— Так основательно, как вы, темой спорта не увлекается, наверное, никакой другой художник. А как вы к ней пришли?

— Я и сам не знаю. Но когда еще был студентом, увлекался спортом — большим теннисом, тяжелой атлетикой и так далее. Все писали в то время шахтеров, колхозников, стахановцев, а мне хотелось рисовать спорт — там столько движений, ритма, эмоций. Со своими спортсменами мне, правда, было очень сложно пробиться на тогдашние выставки — я не вписывался в их концепцию. Сейчас ситуация другая — выставляй что хочешь. Но темой спорта все равно мало кто занимается. Накануне чемпионата мира по хоккею  Белорусский союз художников организовал во Дворце искусств выставку “Арена-Беларт”, посвященную спорту. Однако работ принесли очень мало. Чтобы писать спорт, нужна большая подготовка. Необходимо собрать материал, который ты изучаешь, анализируешь, компонуешь: фотографии, вырезки из газет и прочее. Без этого материала, даже если ты способный художник, у тебя ничего не получится.

— Есть ли у вас предпочтения в каком-то виде спорта?

— Нет, и никогда не было. Вот что придет на ум, то я и рисую. Главное, чтобы был собран материал. Рисую и футбол, и хоккей, и художественную гимнастику, и конный спорт, и даже такой малоразвитый в Беларуси вид спорта, как регби. Около семи лет назад четыре месяца провел в Америке, преподавал по приглашению. Регби там очень популярно. Сходил как-то на игру со знакомыми. Смотрел и ничего не понимал: бегают друг за другом, а зачем? Сижу и думаю: “Как бы домой уйти”. Когда объяснили правила, я уже смог спокойно просидеть весь матч. А потом даже стал рисовать регби.

Там, в Америке, я познакомился с художником, который тоже рисует только спорт. И так здорово — декоративно, с размытыми, неконкретными фонами. Думаю, его творчество повлияло на меня. Мне хочется, чтобы на картинах в центре были люди, движения, эмоции и чтобы лишние детали не отвлекали.

— Как-то вы заметили, что рисовать спорт не только трудно, но и накладно. Мол, незамысловатый пейзажик продать проще, чем картину спортивной тематики. Может, с развитием спорта в нашей стране и проведением в Минске чемпионата мира по хоккею ситуация изменилась?

— Проблемы действительно существуют. Раньше хотя бы Министерство  спорта совершало закупки, поддерживало в организации выставок. Сейчас такого практически нет. Вскоре будем от лица Белорусского союза художников обращаться в Министерство спорта с предложением организовать при нем студию художников, которые пропагандировали бы спорт. Их работы могли бы экспонироваться в музеях, школах, университетах. Это же такая популяризация здорового образа жизни! Подобная студия, только военного характера, существует при Министерстве обороны. Может, и у нас что-то выйдет.

— Возможно, невостребованность картин спортивной тематики объясняется стремительным развитием спортивной фотографии?

— Я думал об этом. Сегодня многие снимают спорт. Но далеко не все делают это качественно. Чтобы сделать хорошую фотографию, в душе тоже надо быть художником — художником, развивающим мысль. Но, обычно, фотографы просто фиксируют случайные моменты.

— Чтобы быть настолько преданным теме спорта, наверняка нужно быть заядлым болельщиком. Вы себя таким считаете?

— Нет, я не заядлый болельщик. Я не знаю, кто кого обыграл, какой был счет на табло и кто последним забил гол в ворота. Меня интересует другая сторона игры. Помню, как однажды попал на футбольный матч. Все вокруг кричат, орут, срываются с мест. А я сижу с альбомом на коленях и наблюдаю за тем, как бежит спортсмен, как у него развевается рубашка, как смотрится номер на спине.

— Рисуя спорт, может быть, увлекли каким-либо спортивным занятием своих родственников или знакомых, друзей?

— А кто же из них признается? (Улыбается.) Но я всегда стараюсь писать картины так, чтобы кто-то, взглянув на них, захотел сам заняться футболом, хоккеем или другим видом спорта. Помню, еще во время учебы изобразил какую-то грубую спортивную игру. А мой товарищ подошел и сказал: “Знаешь, посмотрел на твою картину и решил, что не хочу заниматься спортом”. С тех пор я всегда думаю, какими глазами посмотрят на картину зрители. Это и называется пропагандировать спорт.

— Кого из спортсменов вы хотели бы изобразить?

— Многих хочется. В Беларуси большое количество интересных спортсменов. Но всех не нарисуешь. Ведь нужно потратить время не только на само написание портрета, но и на подготовку, предварительный сбор информации, изучение материала, его анализ. Без подготовки у художника, как и у писателя, ничего не получится.

— Но ведь рисуете вы не только спорт. Какие темы вам еще близки?

— Конечно, я пишу не только спорт. На моей недавней юбилейной выставке, например, были представлены только пейзажи — тема города, Минска, Немиги... Писал очень много портретов — бизнесменов, певцов и так далее. Думаю, если бы писал один спорт, “увял” бы. Нужно разнообразие. Много делал витражей, росписей, мозаики. Но сейчас нет заказов. Сегодня художнику довольно сложно выжить.

— Слышала, что ваши картины есть даже в галерее спорта в Париже. А как они туда попали?

— Да, действительно. Это была единственная в Европе галерея спорта. Оттуда пришло письмо с просьбой прислать несколько картин на тему спорта. Я отправил две-три свои работы, и они оттуда так и не вернулись. Но в доказательство того, что картины до галереи дошли, мне прислали рекламный проспект выставки, где были видны мои работы, а еще медную медаль за сотрудничество. Со временем, правда, галерея та закрылась. Но радуюсь, что много моих картин есть в Москве.

— В этом году вы отметили 75-летие. Что дает силы приходить каждый день в мастерскую и  творить?..

— Когда появляется интересная тема, ты будешь работать и работать. Я никогда не устаю. К тому же у меня хорошая физическая подготовка, ведь сам много лет занимаюсь спортом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter