Воспоминания о фронтовике Анатолии Ивановиче Григорьеве

Мастер прямой наводки

Накануне праздника Победы вспомнил своего коллегу — фронтовика Анатолия Ивановича Григорьева
Накануне праздника Победы вспомнил своего коллегу — фронтовика Анатолия Ивановича Григорьева.



Известие о начале Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий Григорьев, сын дорожного мастера, услышал в городе Усть-Каменогорске Казахстанской области в день окончания десятилетней школы. Уже 23 июня 1941 года Анатолия призвали в ряды Красной Армии. В декабре 1941-го его зачислили слушателем в Высший военный гидрометеорологический институт Красной Армии, по окончании которого назначили курсантом Харьковского артиллерийского училища. Дальше был фронт. Боевой путь он начал в должности командира огневого взвода армейского истребительного противотанкового артиллерийского полка.

Из писем родных Анатолий Григорьев узнал, что в боях за Тулу погиб его брат Константин, командир роты автоматчиков. Ужасная весть потрясла его. Анатолий подал рапорт с просьбой направить его на Центральный фронт, туда, где сражался и погиб брат. Прошение удовлетворили: лейтенанта Григорьева назначили командиром батареи армейского истребительного противотанкового полка.

Боевое крещение комбат принял возле деревни Опалково под Орлом. Участвовал в освобождении Белоруссии, громил врага на польской земле, победу встретил в Германии. Среди памятных сражений — бои за Белосток, Лож, штурм Кенигсберга, форсирование Одера, бои у немецкой реки Эльба, а также бои под Гомелем, Буда-Кошелевом, Бобруйском и Минском.

Навсегда остался в памяти Анатолия Григорьева бой под Бобруйском:

— Утро выдалось на редкость солнечное. Ни один выстрел не нарушал тишины. Ровно в 11 утра гитлеровцы открыли ураганный огонь. Пытаясь вырваться из окружения, они предприняли ожесточенный штурм. В атаку пошли «тигры», «фердинанды», а за ними — пехота.

Артиллеристы батареи Анатолия Григорьева, грамотно «оседлав» дорогу на ее узком участке, проходящем через болото, подбили головной танк. «Тигр» развернулся поперек дороги и застопорил движение. Вскоре были подбиты еще четыре немецких танка, шесть бронетранспортеров, десятки автомашин. Атака врага захлебнулась.

В боях артиллеристам приходилось проявлять не только умение с первого выстрела поражать противника, но и смекалку, а также военную хитрость. Так, на подступах к Минску Анатолий Григорьев получил задание подавить огневую точку противника, которая своим огнем не давала возможности бойцам Красной Армии подняться в атаку. Враг хорошо укрепился за железнодорожной насыпью. Поразить прямым попаданием точку не удавалось: снаряды шли со значительным перелетом или врезались в насыпь, не причиняя врагу вреда. Изучив обстановку, Григорьев обратил внимание на цементный столб, за которым укрылась огневая точка противника. Пришла мысль: а что если поразить пулеметный расчет осколками? С третьего выстрела снаряд попал в столб, его осколки поразили вражеский расчет.

Можно сказать, что старшему лейтенанту Анатолию Григорьеву в боях везло — лишь однажды он был ранен. А между тем смерть не раз ходила рядом: пуля пробивала пилотку, осколком, как ножом, разрезало шинель на спине…

В долгожданный день Великой Победы Григорьеву было всего 23 года. Грудь молодого офицера украшали боевые награды: орден Отечественной войны II степени, орден Александра Невского, два ордена Красной Звезды, две медали «За отвагу» и многие другие.

В июле 1946 года Анатолий Иванович был демобилизован. С выбором дальнейшей профессии долго не раздумывал — пошел служить в органы внутренних дел. Он прошел долгий и трудный путь от секретаря до начальника управления охраны общественного порядка МВД БССР. Его трудовой стаж — 44 года. Примеры людей, отдавших годы жизни служению своей стране, должны вдохновлять всех нас, особенно молодежь.

Владимир Ларченко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter