Марсомания: «сеть» для туристов?

ЧТОБЫ туристов было больше, а вложений в дело их привлечения — меньше... Вы скажете, такое бывает только в сказках? Нет, есть у нас один неиспользованный, но многообещающий резерв — проведение многочисленных реконструкторских шоу. Нужно лишь приложить усилия по их рекламной раскрутке, «мобилизовать» любителей быта ушедших времен. По всей Европе так зарабатываются огромные деньги. Чем Беларусь хуже?

Предприимчивость любителей старины поможет государству и денежных гостей привлечь, и популяризировать славное прошлое Беларуси.

ЧТОБЫ туристов было больше, а вложений в дело их привлечения — меньше... Вы скажете, такое бывает только в сказках? Нет, есть у нас один неиспользованный, но многообещающий резерв — проведение многочисленных реконструкторских шоу. Нужно лишь приложить усилия по их рекламной раскрутке, «мобилизовать» любителей быта ушедших времен. По всей Европе так зарабатываются огромные деньги. Чем Беларусь хуже?

Возьмем, к примеру, самую разрекламированную ветвь реконструкции — ту, что воспроизводит реалии войн прошлого. У Беларуси есть все предпосылки для того, чтобы стать Меккой для гостей из Европы, увлекающихся марсоманией. То есть — желающих лицезреть «ожившие» баталии прошлого. К примеру, в Витебской области — настоящий «кладезь» мест, связанных с событиями 1812 года. Почему люди ездят в Аустерлиц или Бородино — понятно. У нас ничего подобного не происходило? А вот и неправда: именно тут, на Витебщине, провалилось движение левого фланга Наполеона на Санкт-Петербург. Как раз здесь серией боев — под Салтановкой, Островно, Клястицами — впервые пущена под откос стратегия генерального сражения, помогавшая французскому императору покорить любую страну. Именно тут стихийно рождались — первые в Центральной и Восточной Европе — партизанские отряды. Вот вам и «теоретическое обоснование». Хоть в рекламные буклеты для туристов заноси!

А инфраструктура где, спросите вы? Гостиницы, дороги, рестораны? Нужны сначала приличные инвестиции? В том-то и «фишка», что... нет. Любители реконструкции, хотя бы той же наполеоники, приедут куда угодно, лишь бы интересно было. Марсоманы любят ночевать в палатках (на импровизированных бивуаках, по примеру армий XIX века) или в домиках-прицепах. Питаются обычной снедью, привезенной с собой. Нетронутая природа, историческая подоплека — вот все, что им по-настоящему нужно!

Сам не раз видел, как деньги делаются буквально из воздуха. Например, за право постоять хотя бы пять минут у фермы Белль-Альянс, что под деревней Мон-Сен-Жан (более известной как Ватерлоо) в Бельгии, берут по 10... евро. Почему? Там была ставка Наполеона в эпохальный день сражения в 1815 году. Толпы туристов съезжаются в Аустерлиц, чтобы посмотреть на ровные ряды пехоты, марширующие под писк флейт и рокот барабанов, грохочущие орудия, кавалькады всадников в униформе. У нас тоже хватает подходящих для таких зрелищ мест — надо просто «помочь» заинтересованной аудитории о них узнать!

В Беларуси появляются схожие шоу? Да, есть они. Только отношение к ним — как к чему-то... второстепенному, типа гарнира для основного блюда. Пришел очередной юбилей какого-либо города — лишь тогда можем увидеть рыцарей в латах, солдат времен Отечественной войны 1812 года в киверах... А между этими красными днями календаря о реконструкторах — ни слуху ни духу. Их можно увидеть лишь на их же «внутренних» встречах, о которых сторонний человек ни-че-го не знает.

Но есть, правда, и немногочисленные примеры успешных проектов. Так, День города в Мстиславле традиционно отмечается рыцарским турниром, на который ежегодно стекается множество гостей со всей страны. Вот и выходит: турнир в этом райцентре — бренд на всю страну! Нынешний председатель райисполкома Василий Витюнов исправно поддерживает традицию, заложенную еще прежним руководителем района Олегом Чикидой. Но этот удачный опыт возник как бы на пустом месте — в смысле, что не было исторической подоплеки. А обыграть-то многочисленные места Беларуси, о которые споткнулись Карл XII, Наполеон, Гитлер, — сам Бог велел!

Это ведь не только копейка от туриста — импульс к изучению родного края молодежью, тяга к истории! К полезным делам, а не к сигарете или бутылке...

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter